Методологическое значение эволюционного учения

С тех пор как Ч. Дарвином был вскрыт основной механизм эволюционного процесса, телеология, по выражению К. Маркса, была изгнана из естествознания. Уже этим объясняется важнейшее методологическое значение, которое имеет и всегда будет иметь эволюционное учение. Современное эволюционное учение и его центральное ядро — теория естественного отбора, основаны на объективно установленных материальных явлениях: существовании наследственной изменчивости особей, реальных в популяциях процессах микроэволюции и т. д. Весь эволюционный процесс в целом и полностью объясним деятельностью материальных факторов, без привлечения каких-либо иных сил.
Материализм эволюционного учения и в его историзме: организация всего живого (от строения генетического кода до строения биосферы в целом) рассматривается как результат исторического 310 развития, как результат процессов, имевших в прошлом свое начало и основанных в свою очередь на более ранних процессах.
Сила и убедительность современного эволюционного учения столь велика, что даже католическая церковь вынуждена признать естественным происхождение человека как биологического существа. В энциклике «Происхождение человека» (1950) Римский папа Пий XII вынужден был провозгласить: «Учение церкви не запрещает эволюционному учению в соответствии с современным состоянием человеческой науки и теологии быть предметом исследований... специалистов до тех пор, пока они производят исследования о происхождении человеческого тела из уже существующей живой материи, несмотря на то, что католическая вера обязывает нас придерживаться взгляда, что души созданы непосредственно богом»Ныне спор между материалистами и идеалистами в области антропогенеза идет лишь о возможности возникновения «души». Анализ формирования высшей нервной деятельности а ряду предковых и родственных человеку современных форм млекопитающих позволяет с уверенностью ответить, что все проявления психической сферы в такой же мере результат естественноисторических процессов, как и морфофизиологические особенности организма человека.
Эволюция в целом выступает как результат борьбы противоположностей, разрешения противоречий между важностью сохранения уже существующего и необходимостью его изменения под влиянием новых условий. В теории эволюции органический мир рассматривается в непрерывном движении и всеобщности связей и противоречий. Закономерный процесс развития органического мира покоится на объективно случайных явлениях; спонтанно возникающие наследственные изменения вводятся в определенное русло естественным отбором. Изменчивость как неизбежный и закономерный процесс на молекулярно-генетическом уровне становится случайной на уровне индивидуальных вариаций и гибели особей в борьбе за существование и вновь переходит в закономерность в направленности всего процесса эволюции.
Глубоко диалектично в эволюционном учении понимание самого процесса развития как постоянной смены постепенных и количественных изменений (например, на уровне вида), изменений резких и качественных (возникновение нового вида). Каждая вновь возникшая форма в эволюции — новый этап того или иного масштаба, скачок в эволюционном процессе. Теория эволюции с успехом объясняет неизбежность образования ступенчатого многообразия органических форм, иерархичности и дискретности системы живых организмов, непрерывности и прерывности всего процесса эволюции. Движущие силы эволюции содержатся внутри каждой из развивающихся систем для вида — внутри вида, для популяции— внутри популяции, для биогеоценоза — внутри биогеоценоза. Весь процесс эволюции как нельзя более убедительно иллюстрирует процесс саморазвития, идущий посредством постоянного возникновения и снятия противоречий, перерывов постепенности и развития с возвращением, казалось бы, к уже пройденному, но возвращением на ином уровне, на следующем витке спирали.
Эволюционное учение — не застывшая система догм, а центральное теоретическое направление общей биологии, живо откликающееся на каждое новое крупное открытие в любой области естествознания и все более укрепляющееся с каждым таким открытием. Так может происходить только в том случае, если эволюционное учение вскрывает фундаментальные закономерности строения и развития органической природы.
Сегодня эволюционное учение позволяет интегрировать достижения всех специальных биологических дисциплин (определяя в значительной степени направления каждой из них), завтра эволюционное учение станет теоретической основой оптимальной стратегии взаимоотношения развивающегося Человечества и биосферы Земли.







Материалы

Яндекс.Метрика