АНТРОПОГЕНЕЗ

Несмотря на то, что проблемы антропогенеза — возникновения человека как биологического существа — с чисто зоологической точки зрения представляют частный филогенетический вопрос, они традиционно включаются в изложение основ эволюционного учения. Причиной тому является, с одной стороны, огромное методологическое значение материалистического решения вопроса о происхождении человека, а с другой — возможность проследить, как закономерности биологической эволюции, действующие на уровне биологической формы движения материи, уступают место иным, связанным с возникновением социальной формы движения материи.
Как уже упоминалось (см. гл. 4), представления о естественном возникновении человека от обезьяноподобных предков в результате эволюции существовали еще в глубокой древности. Однако основную роль в доказательстве животного происхождения человека сыграла монография Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1873), содержавшая огромное число систематизированных фактов из разных областей биологии, получающих свое естественнонаучное объяснение только в случае признания развития человека от ствола древних обезьян. Ч. Дарвин подчеркивал при этом, что современные человекообразные обезьяны не могут рассматриваться как предки человека — они как бы наши двоюродные братья.
Дарвин блестяще решил стоявшую перед ним задачу доказать происхождение человека как биологического вида. В 1896 г. вышла работа Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», содержащая принципиальный анализ возможных путей возникновения человека с социальной точки зрения, анализ возникновения человеческого общества.
Не рассматривая более подробно историю дальнейшего изучения антропогенеза, отметим, что за последние 30—40 лет в антропологии накопились данные, позволяющие не только с недоступной прежде полнотой ответить на многие важнейшие вопросы, связанные с происхождением человека, но и поставить ряд новых проблем.







Материалы

Яндекс.Метрика