Человек разумный — Homo sapiens

Существуют две основные точки зрения, касающиеся происхождения человека современного типа. Согласно одной — Homo sapiens возник в нескольких местах планеты из разных предковых форм, принадлежащих к палеоантропам (или архантропам). Согласно другой, существовало единое место возникновения человечества из какого-то одного общего для всего человечества предкового ствола. Первая точка зрения — гипотеза полицентризма, вторая — гипотеза моноцентризма. Однако в последнее время все четче вырисовывается комплексная, объединяющая все главнейшие аргументы той и другой концепции, гипотеза, получившая название гипотезы широкого моноцентризма (Я. Я. Рогинский).
Гипотеза широкого моноцентризма. Человек современного типа возник где-то в Восточном Средиземноморье и в Передней Азии. Именно здесь находят наиболее полные промежуточные между неандертальцами и ранними ископаемыми формами Homo sapiens (кроманьонцами) костные остатки. Многочисленные промежуточные между палеоантропами и неоантропами (так собирательно называют все формы ископаемых людей современного типа) находят также на юго-востоке Европы. В те времена все эти территории были покрыты густыми лесами, населенными разнообразными животными. Здесь, по-видимому, и был совершен последний шаг на пути к Человеку разумному.
На этой стадии природа вписала последние черты в свое любимое детище. Фигура человека стала более стройной, несколько увеличился рост, лицевая часть черепа стала занимать меньшее место на голове, отодвинутая мощной мозговой частью. Емкость черепа, а соответственно и величина головного мозга, не изменились в целом, однако в строении мозга произошли знаменательные перемены: сократились клювовидные доли, большое развитие получили лобные доли и зоны, связанные с развитием речи и сложной, конструктивной деятельностью. Наверное, на этом же этапе человек потерял значительную часть из оставшихся еще кое-где на поверхности тела, волос.
После этого началось широкое и активное расселение возникших неоантропов по планете. Расселяясь, люди современного типа широко смешивались с жившими сравнительно оседло палеоантропами (неандертальцами). Расселение приводило к резкой смене примитивной, неандертальского типа, культуры значительно более развитой культурой неоантропов (кроманьонцев).
Вероятно, происходило не простое вытеснение (или тем более уничтожение), а различные формы слияния, при которых с генетической точки зрения происходило скрещивание пришлых и местных людей, а с точки зрения развития культуры — начинала безраздельно преобладать новая, прогрессивная культура кроманьонцев. Будущие исследования покажут, насколько справедлива эта гипотеза.
Особенности ранней стадии эволюции Homo sapiens. Если бы кроманьонец появился в наше время в уличной толпе, то вряд ли кто-нибудь обратил бы внимание на его физические особенности. Фактически кроманьонец — это человек современного типа, что избавляет нас от необходимости описывать его строение более подробно. В то же время несомненно, что морфологические различия неоантропов (людей современного типа) с палеоантропами (неандертальцами) были обусловлены процессом эволюционного развития всего ствола рода Homo.
К моменту возникновения Н. sapiens род Homo обладал почти всеми признаками, характерными для Человека разумного: двуногая походка возникла миллионы лет назад на стадии австралопитековых или даже несколько раньше; начало трудовой деятельности, связанное с использованием передних конечностей, относится к периоду 3—2,5 млн. лет тому назад. Примерно тогда же произошло открытие использования огня. Непрерывно за последние несколько миллионов лет (и особенно активно за последние несколько сот тысяч лет) идет наращивание массы головного мозга. Трудовая деятельность вместе со стадным образом жизни приводит к возникновению речи. Итак, отдельные орды палеоантропов, сильные своей хитростью (развитый мозг), способностью противостоять самым крупным хищникам (орудия), неблагоприятным природным условиям (пещеры, огонь), занимают высшие звенья пищевых цепей во всех районах своего обитания. Но пока это все еще отдельные орды, стада, племена, относящиеся друг к другу всегда враждебно (вплоть до каннибализма). Этого требовал естественный отбор — победа любой ценой, в том числе и ценой жизни своих соплеменников или тем более членов соседних орд. Однако трудовая деятельность требовала передачи накопленного опыта, объединения усилий отдельных индивидов в процессе труда, охоты и защиты. Происходила грандиозная переоценка ценностей. Раньше неандерталец, видимо, мог спокойно съесть больного, старого или раненого члена своей же семьи. Однако существовали какие-то общественные силы, ограничивающие анархию эгоизма у палеоантропов. Преимущества перед другими получили те орды и племена, которые «догадались» позаботиться о стариках и поддержать физически не таких сильных, но полезных своими умственными способностями особей (мастера по выделке орудий, хорошие следопыты и наблюдатели и т. п.). Так возникала сложная структура стада, племени, орды. Так возникал Человек разумный. Другими словами, в основе возникновения Человека разумного как вида должны были лежать по существу альтруистические наклонности, определявшие преимущество их обладателей в условиях коллективной жизни. Неандерталец при встрече с незнакомым неандертальцем проявлял агрессивность, кроманьонец старался узнать что-то новое и полезное для своего племени. Так возникало Человечество.
Некоторые основные этапы развития Человека разумного. Не рассматривая подробно многих замечательных технических и культурных достижений, характерных для наших непосредственных предков на первых этапах существования вида Я. sapiens (сводящихся в основном к совершенствованию орудий труда и охоты), остановимся на трех моментах.
Первый — небывалое духовное, психическое развитие Человека разумного. Только Человек разумный достиг такого понимания природы, такого уровня самопознания (вспомним, что человек, по философскому определению, это «материя, познающая самое себя»), который сделал возможным создание искусства. Создание искусства особенно убедительно показало, что Человек вышел за рамки действия биологических законов.
Величайшими достижениями эволюции Человека разумного были открытия, приведшие к так называемой неолитической революции — приручению животных и окультуриванию растений. Эти эпохальные события были, пожалуй, наиболее крупными на пути овладения Я. sapiens окружающей средой. До этого человек был полностью зависим от среды при добыче пищи и одежды. После же этих открытий зависимость приобрела иной характер — она стала осуществляться через контроль над некоторыми сторонами среды обитания. Масштабы этой неолитической революции ныне часто недооцениваются. Можно напомнить, что практически все домашние животные и культурные растения созданы нашими далекими предками много тысяч лет тому назад.
Вторым крупнейшим этапом в истории современного Человека была научно-техническая революция, в результате которой человек приобрел власть над природой. Техническая мощь человечества ныне такова, что он может по своему желанию менять условия существования в крупных районах нашей планеты, обеспечивать условия для жизни в районах, прежде совершенно недоступных (Арктика и Антарктика, в воздухе, на воде, наконец, в ближнем Космосе). Одновременно с ростом могущества Человечества происходит все более полное раскрытие способностей н наклонностей каждого отдельно взятого человека. Та генетически обусловленная неповторимость, которая присуща любому живому существу (см. гл. 8—9), в сочетании с социальными характеристиками Человеческого общества привела к неисчерпаемому разнообразию творческих индивидуальностей.
Выделенные важнейшие вехи в развитии Я. sapiens не связаны, как показывают антропологические и археологические данные, с изменениями физического строения человека. Различия между кроманьонцами и современными людьми намного меньшие, чем различия между отдельными современными этническими группами и расами. Отсутствие уловимых тенденций в изменении строения тела человека за несколько последних десятков тысяч лет косвенно показывает, что эволюция человека вышла из-под ведущего контроля биологических факторов и идет под действием иных — социальных сил.
Роль труда в процессе возникновения Человека разумного. Основные особенности человека: развитие центральной нервной системы; руки как органа, способного производить сотни разнообразных движений, недоступных обезьянам; речи как средства общения людей друг с другом и само создание общества как такового—все это является результатом процесса труда, производства. Этот важнейший вывод был сделан Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1873—1876). Напомним, что само по себе возникновение рода Человека, первым изученным представителем которого мы считаем Человека умелого (Я. habitis), жившего в Африке свыше 2 млн. лет тому назад, выделяется именно по признаку трудовой деятельности. Не просто использование палки, камня, кости как орудия (такое использование предметов характерно и для современных обезьян и, конечно, было широко распространено среди австралопитеков), но именно производство различных орудий — вот грань, отделяющая человека от обезьяноподобных предков. Все дальнейшее развитие человека связано с совершенствованием процесса производства, в конце концов приведшее человека к власти над природой.







Материалы

Яндекс.Метрика