ЗНАЧЕНИЕ ЭВОЛЮЦИОННОГО УЧЕНИЯ

Из признания самого факта эволюционного развития живой природы и успехов в изучении существующих организмов непосредственно не вытекает понимание движущих сил и закономерностей эволюционного процесса. Они должны быть изучены в рамках специальной дисциплины — эволюционного учения. Знание закономерностей эволюционного развития живой природы важно по двум причинам. Во-первых, только эволюционный подход дает возможность достаточно глубоко понять, обобщить и сопоставить данные любой специальной биологической дисциплины. Во-вторых, эволюционный подход необходим для сознательного планирования и предвидения результатов вмешательства человека в развитие биосферы Земли.
Одной из главных проблем человечества сегодня является проблема взаимоотношения его с биосферой. Человечество с момента возникновения все более активно вторгается в биосферу. Благодаря все возрастающей технической оснащенности человечества растет власть человека над природой. Еще две тысячи лет назад Европа была покрыта дремучими лесами, а теперь даже зона степей исчезает как ландшафт. На глазах людей двух-трех поколений стали исчезать из пищевого рациона многие животные продукты (например, осетровые и лососевые рыбы, дичь), множество видов животных и растений находятся на грани исчезновения, а сотни — навсегда исчезли в результате деятельности человека. Деятельность человека ведет к изменению животного и растительного мира целых континентов и географических районов. Кролики в Австралии, воробьи в Северной Америке, элодея и ондатра в водоемах Евразии — не говоря уже о большом числе не так бросаю-, щихся в глаза неспециалистам форм — сделались фоновыми, определяющими видами в течение всего лишь нескольких десятилетий. Сельскохозяйственное освоение больших территорий с широким распространением монокультур привело к уничтожению целых природных комплексов и массовым, невиданным размножениям многих видов сорняков и вредителей.
Человек, вторгаясь в природу, еще не научился предвидеть и предупреждать нежелательные последствия своего вмешательства; и наша власть над природой часто, по существу, оказывается призрачной. Человек использует для борьбы с несколькими «вредителями» гексахлоран, диелдрин, ртутные препараты и многие другие ядовитые и сверхъядовитые вещества. Это немедленно ведет, с одной стороны, к эволюционному «ответу» природы — возникновению ДДТ-устойчивых рас насекомых, «суперкрыс», устойчивых к антикоагулянтам и т. п. С другой стороны, это же воздействие ведет к гибели многих редких популяций животных и растений, не бывших прямыми объектами нашего хозяйственного воздействия.
Часто таким же катастрофическим становится промышленное загрязнение. Миллионы тонн стиральных порошков, попадая в сточные воды, убивают высшие организмы и вызывают невиданное прежде развитие цианей и некоторых микроорганизмов. В результате большие территории и акватории на планете как бы отбрасываются на миллиарды лет назад. Эволюция в этих случаях приобретает уродливые формы, и не исключено, что в будущем человечество столкнется с неожиданной «эволюционной угрозой» со стороны каких-нибудь суперустойчивых к промышленным загрязнениям микроорганизмов, бактерий и цианей, которые смогут изменять облик нашей планеты в совершенно нежелательном направлении.
Во всех таких случаях происходит изменение равновесия биосферы, энергетических потоков, идущих через биогеоценозы, генетической информации, передающейся от поколения к поколению. Изучение последствий изменения равновесного состояния в любых развивающихся сообществах организмов — важная эволюционная проблема. Без ее исследования нельзя рационально вмешиваться в процессы, протекающие в биосфере Земли.
Поэтому ныне голоса в защиту природы, ранее часто звучавшие лишь с позиций эстетики, превращаются в грозное предупреждение о важности сохранения бесценного, уникального, созданного в процессе миллиардов лет эволюции «а Земле, генетического фонда. Никто сегодня не может сказать, для чего завтра может понадобиться генофонд юлка, гаттерии или махаона. Но уже сегодня мы понимаем, что генофонды всех без исключения видов живых существ представляют собой ни с чем не сравнимый, бесценный дар эволюционного процесса. Даже частичное его уничтожение является безумием с эволюционной точки зрения.


Вы знаете какая подготовка ребенка к школе?




Материалы

Яндекс.Метрика