Эволюционные представления в древности

Эволюционные идеи — представления об историческом развитии наблюдаемого разнообразия жизни — возникали еще тысячелетия назад. Все более обогащаясь фактами в процессе развития естествознания, эти идеи привели к формированию в конце XVIII в. эволюционного учения. Вскрытие Ч. Дарвином материально-исторических причин эволюции выделило в эволюционном учении теорию эволюции. Для понимания современного состояния и проблем эволюционного учения необходимо знание основных исторических этапов формирования его.
Рассмотрим развитие эволюционных знаний в этом огромном по времени периоде по следующим основным этапам: развитие эволюционизма в Древнем мире, в Средневековье, в эпоху Возрождения и Просвещения, подготовка теории эволюции в XVIII в. и в период непосредственных предшественников Ч. Дарвина.
Идея развития живой природы — идея эволюции — прослеживается в трудах древних материалистов Индии, Китая, Месопотамии, Египта, Греции. Еще в начале 1 тысячелетия до н. э. в Индии существовали философские школы чарваков и санкхья, которые отстаивали идеи развития материального мира (в том числе и органического) из «праматерии». В еще более древних текстах Аюр-вед утверждается, что человек произошел от обезьян, живших около 18 млн. лет назад (при переводе на современное летоисчисление) на материке, объединявшем Индостан и юго-восточную Азию. Примерно 4 млн. лет назад предки современных людей, якобы, перешли к коллективному добыванию пищи, что дало им возможность делать запасы. Современный человек, по этим представлениям, появился немного менее 1 млн. лет назад. Конечно, это были лишь гениальные догадки, основанные на прекрасном знании анатомии человека и животных.
В Китае за 2 тыс. лет до н. э. проводилась селекция крупного рогатого скота, лошадей и декоративных растений. В конце 1 тысячелетия до н. э. там существовала классификация растений (косточковые, стручковые, сочные, стелющиеся, кустарники и т. п.). В это же время в Китае были распространены учения о возможности превращения одних живых существ в процессе эволюции в другие. Тесные связи стран Древнего мира сделали эти знания достоянием философов стран Средиземноморья, где они получили дальнейшее развитие. Так, Гераклит Эфесский (представитель ионийской школы греческих философов, живший в VI—V в.
до н. э.) считал, что все живые существа, и человек в том числе развились естественным путем из первичной материи. В спорах с философами-идеалистами греческие материалисты V—IV вв. до н. э. ставят проблему развития высшего разумного существа путем сочетания простых, более примитивных состояний материи. Сохраняющиеся единицы размножаясь дают начало новым удачным сочетаниям. У «великана мысли» Аристотеля (IV в. до н. э.) уже встречается стройная система взглядов о развитии живой природы, основанная на знании общего плана строения высших животных, гомологии и корреляции органов. Фундаментальные произведения Аристотеля «О частях животных», «История животных», «О возникновении животных» оказали большое влияние на последующее развитие биологии.
Однако, несмотря на внешнюю близость древних и наших представлений, взгляды древних мыслителей носили характер отвлеченных умозрительных доктрин.







Материалы

Яндекс.Метрика