ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

Термин «эволюция» широко применяется в различных областях науки. Говорят об эволюции атомов, молекул, галактик, Земли, живой природы, машин, общества, методов познания и т. д., подразумевая под этим последовательные изменения во времени, ведущие к совершенствованию исходного состояния и возникновению нового.
Биологическая эволюция существенно отличается от всех других «эволюции». В основе биологической эволюции лежат уникальные процессы самовоспроизведения макромолекул и живых организмов, таящие в себе (как показывает история развития жизни «а Земле) почти неограниченные возможности преобразования живых систем в ряду поколений.
Биологическая эволюция многообразна по процессам и результатам. Биологическая эволюция — необратимое и, в известной мере, направленное историческое развитие живой природы, сопровождающееся изменением генетического состава популяций, формированием адаптации, образованием и вымиранием видов, преобразованиями биогеоценозов и биосферы в целом. Результатом биологической эволюции всегда является соответствие развивающейся живой системы условиям ее существования. Достижение этого соответствия сопряжено с преимущественным распространением одних и гибелью других дискретных биологических систем.
Долгое время идея эволюции органического мира оставалась лишь областью догадок. С появлением в середине XIX в. учения Ч. Дарвина, вскрывшего главные механизмы процесса эволюции, она получила научное обоснование. В наше время представления об эволюции органического мира прочно утвердились в науке и попытки опровергнуть их не могут иметь сколько-нибудь серьезного успеха. Изучению эволюционного процесса в современной науке уделяется большое внимание, и этим так или иначе занимаются все биологические дисциплины. Основываясь на данных специальных наук, эволюционное учение изучает общие закономерности и движущие силы исторического развития живой природы.
Не вызывает сомнения тот факт, что эволюционный подход к изучению живой природы все больше становится методологической основой биологии в целом. Конкретный фактический материал, интенсивно накапливаемый в разных разделах биологии, требует осмысливания — в первую очередь с эволюционных позиций. Специалист в любой области биологии, будь он ботаник, зоолог, физиолог, биохимик, генетик или биогеоценолог, нуждается в таких знаниях для успешного решения любой достаточно крупной специальной проблемы. Любые теории и гипотезы в биологии приобретают логическое завершение только тогда, когда они удовлетворяют эволюционному принципу.
Человечество в настоящее время озабочено грандиозными изменениями, происходящими в биосфере под влиянием антропогенных факторов. За короткий срок, в том числе и из-за недостаточного знания закономерностей эволюции биосферы, неразумное вмешательство человека в развитие природы привело к трагическим последствиям — нарушению природного равновесия в ряде районов планеты. Подобные последствия могут быть и еще более опасными в будущем при отсутствии научно обоснованных рекомендаций в организации отношений человека с биосферой. Научная разработка таких рекомендаций немыслима без эволюционного подхода, без изучения особенностей эволюции биосферы в прошлом и без знания законов развития отдельных видов и целых сообществ в настоящем. Поскольку проблема биосферы сегодня уже стала перед человечеством как «проблема № 1», постольку вооружение биологов знаниями в области эволюционного учения превращается в необходимость.
Эволюционное учение нельзя рассматривать как законченный раздел науки. Успехи и достижения во всех без исключения разделах биологии постоянно оказывают влияние на развитие эволюционного учения. Это влияние могло быть еще большим при достаточно хорошем знакомстве специалистов разных биологических дисциплин с содержанием, современным состоянием и основными направлениями развития эволюционного учения.
Эволюционное учение как дисциплина является комплексной. Однако эволюционное учение не есть некий конгломерат, собранный из «осколков» разных дисциплин. Эволюционное учение не только впитывает в себя фактический материал других наук, но и самостоятельно решает задачи, вытекающие из необходимости познания общих закономерностей эволюции, важной для полноценной общебиологической подготовки специалистов-биологов.
Комплексный обобщающий характер эволюционного учения был принят во внимание при выборе структуры и материала предлагаемого пособия. Известно, что в большинстве прежних отечественных курсов по эволюционному учению значительное место отводилось рассмотрению истории борьбы мнений вокруг проблем эволюции. Не вызывает сомнения, что каждая наука имеет свою историю и развивается в борьбе мнений; не составляет исключение и эволюционное учение. Не отрицая важности знания истории эволюционного учения, мы считаем, что изучение истории должно служить предметом специального курса. Поэтому в настоящем курсе история эволюционных идей занимает лишь небольшое место и основой его является изложение содержания современного эволюционного учения.
После ряда обсуждений и критической оценки опыта создания таких курсов в нашей стране и за рубежом нами выбрана следующая структура. Курс разбит на 5 неравноценных по объему частей.
Часть I посвящена органической эволюции как объективному явлению; в ней рассматриваются необходимые сведения и общие положения об организации, возникновении и основных этапах эволюции жизни на Земле, рассматриваются основные доказательства эволюции и методы ее изучения. После краткого ознакомления с историей развития эволюционной мысли более подробно излагается учение о микроэволюции. В этой части показано место и значение элементарных эволюционных явлений, единиц, материала и факторов эволюции, здесь же рассматривается механизм действия естественного отбора и его значение для преобразования видов и для формирования адаптации. В IV части рассмотрены основные особенности эволюции филогенетических групп, органов, функций и онтогенеза, а также пути и направления макроэволюции (включая и традиционно входящую в курс эволюции проблему антропогенеза). Курс завершается анализом современного состояния и перспектив развития эволюционного учения.
Учебное пособие по курсу эволюционного учения для университетов выходит в нашей стране в свет после тридцатилетнего перерыва: в 1945 г. в издательстве «Советская наука» вышел в свет учебник «Курс дарвинизма» проф. А. А. Парамонова (объемом более 45 печатных листов), в следующем, 1946 г., в том же издательстве вышло учебное пособие «Проблемы дарвинизма» акад. И. И. Шмальгаузена (объемом 39 печатных листов). Оба эти издания давно стали библиографической редкостью, не говоря уже о том, что приводимый в них материал частично устарел, и естественно, не может отражать успехов в развитии дарвинизма за последние десятилетия. В 1969 г. издательством «Наука» были опубликованы второе, расширенное до 43 печатных листов, издание «Проблем дарвинизма» акад. И. И. Шмальгаузена и «Краткий очерк теории эволюции» Н. В. Тимофеева-Ресовского, Н. Н. Воронцова и А. В. Яблокова (27 печатных листов). Эти две последние книги в настоящее время используются в ряде университетов в качестве основных руководств по курсу дарвинизма, хотя они рассчитаны скорее на научных работников и преподавателей, чем на студентов.
Перед авторами настоящего пособия была поставлена задача написания краткого, не более 25 печатных листов, курса эволюционной теории, доступного студентам университетов и учитывающего как классические направления в развитии эволюционного учения, так и те многочисленные достижения (в области генетики и молекулярной биологии в первую очередь) которые дополняют и развивают классический дарвинизм. Решение этой задачи исключало возможность подробного изложения материала по всем без исключения разделам дарвинизма, и в каждом из разделов нам пришлось говорить лишь о наиболее существенных, с точки зрения авторов, фактах, гипотезах и закономерностях.
При подготовке пособия авторы исходили из необходимости изложения главных проблем современного эволюционного учения с указанием и нерешенных вопросов. Мы надеемся, что пособие будет необходимо как студентам, так и широкому кругу биологов и других специалистов, интересующихся проблемами эволюции.
Все проблемы эволюционного учения невозможно охватить с одинаковой степенью полноты; часть проблем наукой только ставится, другая часть недостаточно разрешена. Более глубокое изучение проблем эволюционного учения может быть достигнуто путем самостоятельной работы над специальной литературой, краткий список которой прилагается в конце книги.
В основу предлагаемого пособия положен опыт чтения авторами курсов дарвинизма и истории эволюционных учений в Дагестанском университете в 1960—1975 гг. и курсов эволюционной теории в Московском государственном заочном педагогическом институте (1967—1969 гг.) и на физическом факультете МГУ (1969—1973 гг.).







Материалы

Яндекс.Метрика