ГОРНОЕ ДЕЛО, МЕТАЛЛУРГИЯ И МЕТАЛЛООБРАБАТЫВАЮЩЕЕ ПРОИЗВОДСТВО

Добыча и обработка металла в Греции в период становления рабства
Появление и распространение железа в Греции хронологически совпадает с так наз. гомеровским периодом, т. е. процессом' распада родовых отношений (X—VIII вв.). Развитие античного рабства тесно связано с освоением и использованием нового металла как в хозяйстве, так и в войне. По выражению Ф. Энгельса,, высшая ступень варварства, представленная в Греции именно, гомеровским периодом, есть «время железного меча, но также-и железного плуга и топора... железо создало обработку земли на: крупных участках, сделало возможным превращение в пашню, широких лесных пространств; оно дало ремесленнику орудия: такой твердости и остроты, которым не мог противостоять ни один камень, ни один из известных тогда металлов».
Процесс медленного победного шествия нового металла может быть прослежен как на археологическом материале, так и на материалах гомеровского эпоса. В Илиаде и в Одиссее, при ста> тридцати шести упоминаниях о меди, мы уже имеем 48 упоминаний о железе. Герои гомеровского эпоса на ряду с медным уже упоминают железное оружие. Железо в гомеровских поэмах называется «многотрудным» металлом. Оно труднее поддавалось, ковке, чем медь. Одновременно железо характеризуется как богатство, являвшееся объектом торговли:
«Кто победит, у того на пять лет будет вдоволь железа, Как бы далеко от города поле его ни лежало, Незачем будет в тот город ходить за покупкой железа» (Илиада, 23, 831).
В раскопках в Афинах, близ Дипилонских ворот, в могилах IX—V111 вв., встречено большое количество железного оружия; (мечи, топоры и копья). В Олимпии,2 в слоях VIIIв. до н. э., встречены кованые железные гвозди. В Арголиде (Пелопоннес) найдены бруски железа, служившие, повидимому, первой металлической монетой. Вместе с ростом греческих городов, войны и торговли потребность в металле, в частности, в железе, неизмеримо выросла. Металл нужен был для сельскохозяйственных и ремесленных орудий, для оружия, для растущего денежного обращения. От технического уровня металлургии и металлообработки зависело развитие решающих отраслей античного производства, напр. земледелия и строительного дела. Развитие войны, поставлявшей рабов, также прямым образом было связано, в техническом отношении, с качеством обработки металла.
Возникновение и распространение железа являлось составной частью первого этапа технических сдвигов при переходе от родового строя к рабовладельческой Греции. Железо оттеснило медь на второй план и превратило кузнечное дело в ведущую отрасль металлообработки. Появление железа ускорило выделение ремесла из домашней промышленности. Металл обрабатывающее производство являлось одним из первых производств, выделившихся в самостоятельное ремесло, так как обработка металла требовала специальной мастерской и специальных навыков.
В условиях родового строя в Греции горное дело, металлургия и металлообработка были еще слиты в единое производство. Весь процесс производства находился в руках того или иного племени или общины и был связан с определенным местом, где имелась руда. Смутные воспоминания об этих общинных формах добычи и обработки металлов сохранились в греческих мифах. В них говорится о коллективах металлургов, о халибах, дактилах, кабирах и т. д.1 Но уже в гомеровское время кузнечное и литейное дело, еще слитые вместе, в значительной степени отделились от добычи руды и ее металлургической обработки. В поэмах Гомера бог Гефест выступает как кузнец-оружейник, но одновременно он и литейщик, и медник, и золотых и серебряных дел мастер. Образ Гефеста отражает первоначальную сосредоточенность всех этих функций в руках кузнеца.
В еще более сильной степени были связаны между собой горное дело и металлургия. Переработка руды в металлы на всем протяжении развития античного мира осуществлялась, как правило, на месте добычи руды. Греция была особенно богата железом. Наличие легкоплавкой железной руды и топлива в виде леса облегчало добычу железа. Добыча производилась самым примитивным образом, путем собирания руды на поверхности или путем открытых разработок, без систематических горных работ. Железо восстанавливалось из руды, простейшим сыродутным способом, первоначально в неглубокой яме, вырытой в земле. Впоследствии, наряду с ямой, греки стали употреблять для восстановления железа невысокие печи. Конструкция последних, к сожалению, остается не вполне ясной. Они имели, по-видимому, круглую форму, при диаметре около 1 м. Топливом служили дрова. В такой печи за 24 часа работы можно было пропустить около 3—4 т руды, причем процент окислов, оставшихся в шлаках, был довольно велик. Металл, восстановленный сыродутным способом, шел далее в кузнечные и литейные мастерские, которые концентрировались в городах. В отличие от городских кузниц, производивших на сбыт, деревенские кузни обслуживали нужды сельского потребителя.
Основными орудиями древнегреческого кузнечного производства являлись: горн с ручным мехом, наковальня, молот, клещи, итопордля перерубанияраскаленного металла. Изображения на вазах VI в. до н. э. дают нам представление о характере древне-греческой кузницы. Так, напр., на черно-фигурной вазе из Орвието (рис. 15) изображена кузница, в центре которой стоит наковальня. Кузнец клещами положил на нее раскаленный брус железа. Второй кузнец топором перерубает брус. Слева изображен горн с полуцилиндрическим перекрытием. Горн, очевидно, выполнен из глины. Внизу лежат клещи и молот. За спиной кузнеца сидят два заказчика. На стене висит набор кузнечных орудий: топоры, молоты», нож с рукоятью, пила, сверло, кинжал, кувшин для воды.
Характер кузнечных мехов этого времени прослеживается по вазовым изображениям. Меха делались их шкуры животных, снабжались дульцами и приводились в движение вручную. Судя по рисункам и рельефам, наиболее распространены были двойные меха, приводившиеся в действие поочередно, путем нажима обеими руками.
В кузнечном деле в Греции преобладает горячая обработка. Уже в гомеровское время кузнецы знали закалку железа путем его опускания в воду:
«... Расторопный ковач, изготовив топор иль секиру, В воду металл, — на огне раскаливши его, чтоб двойную Крепость имел, — погружает и звонко шипит он в холодной Влаге...» (Одиссея, IX, 391—395).
Спайка железа, по свидетельству Геродота, впервые применена в начале VI в. Главком Хиосским. Есть указание древних авторов (напр. Аристотеля) на получение железа в жидком состоянии, т. е. в виде чугуна. Это, однако, пока не подтверждается археологическими материалами. Применялась уже' закалка стали, которая, судя по анализу, содержала еще очень малый процент углерода. .«
Литье меди часто сочеталось с ковкой железа в одной мастерской. Основными орудиями литейных мастерских в VI в. до н. э., частично отделившихся от кузниц, являлись плавильные печи, снабженные мехами, плавильные сосуды и матрицы—формы для отливки предметов. В это время, на ряду с горном уже применяется высокая плавильная печь; она неоднократно воспроизводится на вазах (рис. 16). В отличие от горна, где. нагрев металла происходил путем непосредственного соприкосновения тигля с пламенем, в плавильной печи металл плавился без соприкосновения с огнем. Тепловая энергия расходовалась в горне неэкономно. В плавильной печи топка отделена от камеры или же от крупного сосуда для плавки металла. Печь в плане имела круглую или же прямоугольную форму. Она делалась из глины или из кирпича. На вершине печи обычно устанавливался крупный сосуд, быть может для плавки металла. Нагрев сосуда, частью окруженного воздухом, давал больший, чем в горне, но еще сравнительно очень малый коэффициент полезного действия.
Процесс отливки изделий производился при помощи форм. Формы выделывались из глины или из камня. Уже в эпоху поздней бронзы на Крите применяется двустворчатая форма, которая впоследствии была воспринята античностью. Металл вливался в литник (отверстие между створками) и заполнял углубление, вырезанное в форме. Створки перевязывались, или же соединялись шпильками; по охлаждении форма разнималась. При глиняных формах применялся прием литья с утратой восковой модели. Ядро, лепившееся обычно из глины, покрывалось тонким слоем воска. Модель из воска покрывалась слоем глины. При обжиге воск вытекал и обожженная глина превращалась в форму, в которую впоследствии вливался металл; после охлаждения металла форма разбивалась и из нее извлекалось готовое изделие. Последнее подвергалось дополнительной холодной обработке.
Литье из меди и бронзы в античности достигло большой высоты. В конце VI в. в Греции впервые применяется полое литье крупных бронзовых статуй (рис. 17), которые первично выполнялись в виде восковой модели, перекрывающей ядро.
При обработке литых сосудов и бронзовых зеркал греки пользовались токарным станком. Изобретение токарного станка по металлу относится к VI в. до н. э. и приписывается Феодору Самосскому. Очевидно, Феодор применил принцип токарного станка для дерева, известного еще в гомеровский период, к станку для работы по металлу. К сожалению, структура токарного станка, способы вращения и укрепления предметов, остаются неясными. Характерно, что применение токарного станка ограничивалось преимущественной обработкой предметов роскоши.
Характерной чертой кузнечных и литейных мастерских Греции в период становления рабства является сочетание в них свободного ремесленного и рабского труда. Мастерские в это время были еще невелики. В кузнице, изображенной на одной из ваз VI в., работает всего два человека. В литейной мастерской, изображенной на берлинской чаше, работает б человек.
Вместе с ростом крупных рабских мастерских V—IV вв. количество рабов, занятых в одной мастерской, значительно увеличивается. Так, напр., в мастерской ножевщика, отца оратора Демосфена (IV в. до н. э.), работало 32—33 раба. У отца оратора Лисия (конец V — нач. IV в.) в мастерской щитов в Пирее (гавань Афин) работало 120 рабов. Характерно, что крупные металлообрабатывающие мастерские находились в Пирее, что облегчало сбыт изделий за море.


Рукав полиатр - аэрационный рукав МЕМБРАНА AERAPURIT.




Материалы

Яндекс.Метрика