ИСТОРИЯ ТЕХНИКИ ДОКАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ФОРМАЦИЙ

Грандиозные успехи социалистического строительства в СССР, могучее стахановское движение, перекрывающее нормы мировой техники, создание за последние годы крупнейших инженерных сооружений современности (Днепрострой, Беломорканал, Московское метро),— все это показывает, что человеческая техника, освобожденная от пут и противоречий капиталистической системы хозяйства, вступила в новый, высший этап своего развития, имеющий всемирно-историческое значение.
Энергия миллионов людей, руководимых великим вождем народов т. Сталиным, обеспечивает небывалый подъем производительных сил в стране и раскрывает во всей полноте творческие возможности свободного человеческого труда.
Растущий на наших глазах материальный фундамент бесклассового социалистического общества является как бы итогом всего технического опыта, накопленного культурой многих тысячелетий, впитывает в себя лучшее, что было создано техникой капитализма и предшествовавших ему общественно-экономических формаций. Естественно, что в этой связи изучение техники прошлого, знакомство с ее достижениями и победами на длинном историческом пути ее развития не может не являться задачей важной и актуальной и с точки зрения интересов нашего социалистического строительства сегодняшнего дня.
Мы должны знать, как совершалось поступательное движение техники от самых примитивных форм до современного ее состояния. В особенности необходимо такое знание студентам наших ВТУЗ'ов, инженерам, всем практикам советской техники и социалистического производства.
Предлагаемая вниманию читателей коллективная работа представляет собой попытку создания последовательно-связанных очерков развития техники, начиная с эпохи ее возникновения и кончая кануном промышленного переворота XVIII века. Таким образом книга охватывает всю историю домашинной техники на главных ее этапах и по главным линиям развития общественного производства. При этом в рамках каждой крупной общественно-экономической эпохи затронуты только те отрасли техники, которые типичны для производственных отношений данного общества и являются новой ступенью в процессе движения мировой техники.
Составляя настоящие «Очерки», авторы прежде всего рассчитывали на возможность использования их в стенах наших ВУЗ'ов и ВТУЗ'ов в качестве учебного пособия при прохождении курса истории техники, а также считали их полезными для самообразовательных целей. Этим соображением определяется и структура книги — разбивка отдельных частей на главы и параграфы — и почти полное отсутствие ссылок на специальную литературу вопроса в самом тексте изложения. Вспомогательный аппарат оставлен здесь, за немногим исключением, только при цитировании сочинений классиков марксизма (сноски) и приведении выдержек из источников (скобки в тексте).
Организационная работа по книге и редактирование рукописи было проведено бригадиром авторской группы Цейтлиным Е. А.
Рассматривая свою книгу как первое начинание в новой области, авторы хорошо сознают различные недостатки (неполнота исторического и технического материала в ряде очерков, разность стилей, частичная неравномерность в описании отдельных отраслей техники и т. д.), присущие этой коллективной работе, и далеки от мысли считать ее чем то совершенным; они надеются, однако, что их инициатива не останется безрезультатной и что за настоящими «очерками» последуют вскоре другие работы, которые в конце концов полностью разрешат давно стоящую перед нашей историко-технической литературой задачу создания научно-популярной истории техники важнейших этапов развития человечества.
Авторы будут рады получить все критические замечания как по существу изложенного в книге материала, так и с точки зрения соответствия его поставленным педагогическим и самообразовательным целям.







Материалы

Яндекс.Метрика