Диспропорция между уровнем техники и качеством античной продукции

Одной из замечательных особенностей античной техники является то обстоятельство, что, обладая относительно низким уровнем технического развития средств труда, античная техника достигла необыкновенно высокого качества своей промышленной продукции. Присмотримся хотя бы к греческим и римским строительным сооружениям, к мощению улиц и дорог, к римским мостам и акведукам, сохранившимся в течение тысячелетий вплоть до нашего времени. На всех этих сооружениях лежит печать прочности, добротности и красоты. Те же черты мы можем наблюдать и в продукции металлообрабатывающих мастерских. Полое литье бронзовых греческих статуй достигло необыкновенной тонкости, легкости, технической и художественной тщательности выполнения. Аттическая чернолаковая керамика поражает не только высокой продуманностью и гармонией форм, но и технологическим великолепием в обработке поверхности (рис. 7). Секрет черного лака, несмотря на ряд произведенных за последнее время опытов, до сих пор еще не открыт. Заметим, что высококачественная аттическая керамика VI—V вв. выполнялась при помощи примитивного ручного, круга (рис. ба) и обжигалась в небольшой круглой печи (рис. 66). Изумительной тонкости достигла в античной Греции так наз. хриз-элефантинная техника, соединяющая в скульптуре слоновую кость с золотом; тончайшие костяные пластинки пригнаны одна, к другой с таким искусством, что швы между ними нельзя различить простым глазом.
Помимо перечисленных отраслей, античность достигла высокого качества продукции в текстильном и деревообделочном производствах, произведения которых поражают прочностью тканей и тонкостью токарных работ. В ювелирном производстве, а также в резьбе по камню, в особенности в своих геммах и камеях, античность достигла необыкновенной технической тонкости и художественного изящества.
Кажущееся несоответствие низкого технического уровня античной техники и малой производительности рабского труда с высоким качеством античной продукции объясняется, прежде всего, тем, что не вся античная продукция выходила из рук рабов. В особенности, в области художественного ремесла и в Греции и в Риме труд свободных ремесленников никогда не исчезал. Накапливаемая из поколения в поколение специальная сноровка сообщала ремесленникам необычайную виртуозность.
Однако, основная масса античной продукции выполнялась все же рабами. В связи с этим встает вопрос, какими средствами можно было поднять качественную производительность труда античных рабов. Теоретики античного рабства, в частности Ксенофонт, дают по этому вопросу характерные указания: «угождая влечениям их желудка (имеются в виду рабы. П. Ш.) можно многого от них добиться. На честолюбивые натуры хорошо действует похвала, так как некоторые жаждут похвалы не меньше, чем другие пищи и питья» (Домострой, XIII, 9).
Для решения этого вопроса необходимо прежде всего учесть, что на ряду с рабами, производившими обычную простую работу, в античности были рабы, занимавшиеся квалифицированным ремеслом. Они требовали к себе особого подхода, о чем пишет псевдо-Аристотель: «Рабам, приставленным к более благородным занятиям, нужно оказывать внимание, а рабов, занимающихся низким трудом, вдоволь кормить... Справедливо и полезно назначить в виде награды рабам отпущение на волю: рабы хотят работать, когда есть награда за работу и когда для нее положен определенный срок...» («Экономика», 1,5).
Возможность отпущения на волю, разумеется, являлась могучим средством повышения качества труда рабов. Чрезвычайная дешевизна труда рабов и преимущественный интерес рабовладельцев к потребительской стоимости продукции, к ее прочности и красоте также в сильной степени содействовали высоте ее качества. Рабы затрачивали громадное количество времени на отделку предметов. Для сооружения великолепных античных частных и общественных зданий, храмов, театров, городских стен, маяков и т. д. использовалось значительное количество рабов.
Их кооперативные усилия в обстановке продуманной системы надзора восполняли низкий технический уровень средств труда.
Формы античной государственной собственности и высокая требовательность демократии рабовладельцев и в Греции и в Риме накладывали печать монументализма на строительную продукцию. Коммунальный характер общественных строительных предприятий античности неизмеримо повышал, вопреки примитивным средствам труда, технический и эстетический уровень общественных сооружений. Примером этому может являться акрополь Афин.
Ручной характер производства, применение на ряду с рабским свободного ремесленного труда, дифференцированный подход к рабам, применение форм простой кооперации, дешевизна труда рабов и высокая требовательность частного и коллективного заказа рабовладельцев — вот тот комплекс причин, который обусловливает относительно высокое качество античной продукции.
Античная техника, таким образом, противоречива. Она сочетает грубый и неуклюжий характер орудий с высоким качеством продукции рабских мастерских. Однообразие операций труда рабов и замедленные темпы развития сочетаются с относительно развитым техническим экспериментаторством. Все эти противоречия, как мы видели, получают свое объяснение в противоречивой природе античного рабства.







Материалы

Яндекс.Метрика