Характер классовых противоречий

Рабы и рабовладельцы в Древней Греции и Риме противостояли друг другу как два основных антагонистических класса. Классовая борьба между ними наполняет всю историю развития античного мира. Этой борьбой, в конечном итоге, определялось, развитие всех сторон античного общества, в том числе, в значительной мере, и его технической базы.
Система рабства, как мы видели, насильственно отчуждала мелких свободных производителей и общинников-варваров от принадлежавших им средств производства, от земли, скота, жилищ и орудий. Эта система, основанная на внеэкономическом принуждении, приставляла апроприированного производителя к чуждым ему орудиям, принадлежавшим его господину. Опираясь на формы простой кооперации, система античного рабства объединяла в одном поместье, на одном торговом судне, в одной казарме для жилья разноплеменных рабов с различными языками, навыками и понятиями. Формы античной собственности скрепляли эту систему, предоставляя коллективу рабовладельцев право частного владения рабом и индивидуального присвоения продуктов его труда.
Естественно, что раб стремился освободить себя, разрушить ненавистную ему форму эксплуатации, вернуться к своим орудиям и формам мелкого индивидуального производства. А эти формы противостояли рабству не только на почве Греции и Рима, но и в обстановке варварской периферии; последняя, в особенности в эллинистическо-римское время, была охвачена процессами формирования сельской общины.1 Система рабства и в центральных областях, и в колониях, и в провинциях суживала возможности развития мелкого свободного производства; она вторгалась в непосредственные интересы мелкого производителя, расхищала его живую рабочую силу. Именно поэтому борьба рабов в античном мире, как правило, неразрывно соединялась с борьбой мелких производителей города и деревни и общинников-варваров.
Первое объединенное выступление крестьян, ремесленников и рабов в Греции связано с периодом революционного становления греческого государства (VII—VI вв. до н. э.). В этот период в Афинах аристократия (эвпатриды) путем долговой кабалы стремилась поработить свободных парцелльных крестьян. По свидетельству Плутарха,2 в начале VI в. до н. э. в Афинах «весь простой народ был в долгу у богачей; он или обрабатывал им землю, отдавая им шестую часть хлеба, или занимал деньги под залог себя. Кредиторы могли взять этих людей себе в кабалу. Они или обращали их в рабов или продавали за границу» (Плутарх. Солон, 13—16).
Революционное движение закабаленных крестьян, объединившихся с мелкими торговцами, ремесленниками и рабами, сломило в Афинах господство эвпатридов, цеплявшихся за пережитки родового строя. Разрушение родового строя завершило в Греции развитие противоречий первобытного коммунизма.
Победа античного рабства и в Греции, и в Риме привела к расцвету города-государства. И вместе с тем эта победа необычайно обострила борьбу рабов против рабовладельцев. Как подчеркнул В. И. Ленин: «Восстания,, или даже сильные брожения рабов, в древности сразу обнаруживали сущность античного государства как диктатуры рабовладельцев». Свое классическое выражение борьба рабов против рабовладельцев в Риме получила в восстании Спартака (74—71 гг. до н. э.) В это время римское общество вступало в высший и последний этап своего развития.
Повсеместный переход на крупные формы рабства и на применение, в частности, в латифундиях значительных масс рабов привело к повышению гнета эксплоатации. Это, в свою очередь, привело к тому, что чуть ли не весь греко-римский мир во II—I вв. до н. э. был охвачен пламенем рабских восстаний. Ведущая роль в этих восстаниях, положивших начало революции рабов, безраздельно принадлежала рабам. Характерно, что к восставшим рабам в качестве союзников постоянно примыкали значительные массы крестьян и ремесленников. И, наконец, свое последнее и решающее проявление борьба рабов против рабовладельцев получила в заключительной фазе революции рабов, которая «ликвидировала рабовладельцев и отменила рабовладельческую форму эксплоатации трудящихся»1. В этой своей заключительной фазе борьба рабов сомкнулась в единое неразрывное целое с борьбой крестьян и варваров, которые «объединились против общего врага и с громом опрокинули Рим».2
Революция рабов положила конец античному обществу. Она сопровождалась совместной гибелью борющихся классов. Рабы являлись классом в себе и не несли возможности создания нового способа производства. Но рабы своей борьбой открыли путь для формирования нового феодального способа производства с новыми формами эксплоатации трудящихся масс. Широчайшей основой феодализма являлось мелкое индивидуальное .производство крестьян и ремесленников.







Материалы

Яндекс.Метрика