МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ОРУДИЙ

Принципиально противоположно буржуазным теориям учение Маркса и Энгельса. О происхождении орудий труда Маркс и Энгельс писали: «для социалистического человека вся история есть нечто иное, как образование человека человеческим трудом, как становление природы для человека, поскольку он обладает наглядным неопровержимым доказательством своего рождения самим собою, процесса своего возникновения».
В другом известном месте своей работы «Роль труда в процессе очеловечения обезьяны» Энгельс показал, что «процесс труда начинается только при изготовлении орудий».
Таким образом труд, производство и орудия неразрывно связаны между собой в основной и целеустремленной сознательной общественной деятельности людей, объединенных в общество, изменявшееся в различных этапах исторического процесса развития в противоречивом единстве человека и природы.
Вместо метафизически непонятного в буржуазных «теориях» появления у человека орудий, Маркс и Энгельс дают научно обоснованное, подлинно материалистическое объяснение причины происхождения орудий в процессе труда, который сам начинается при производстве орудий в длительном процессе становления человека.
Марксистская теория происхождения орудий устанавливает следующие четыре главных черты, резко отличающие человека от животного:
1. Сознательный характер труда, который, как говорит Маркс, «есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собою и природой. Веществу труда он сам противостоит как сила природы».
В процессе труда, таким образом, человек осуществляет свою сознательную цель. Животные, деятельность которых напоминает в некоторых случаях труд, на самом деле осуществляют лишь действия, направляемые инстинктом.
Сказанное о целеустремленности процесса труда сохраняет свою силу и для этапа становления человека, когда первые поколения людей вырабатывали первые животнообразно-инстинктивные формы труда. За миллион лет до наших дней сила сознательности, проявляемой людьми при осуществлении ими процесса труда, была весьма незначительна, но поскольку начался процесс становления человека, его инстинкт был уже «осознан», пользуясь выражением Маркса.
2. Производящий характер труда. Самое существенное отличие человеческого общества от общества животных заключается в том, что животные в лучшем случае накопляют; между тем как люди производят.
3. Активный характер приспособления человека к природе и изменения ее, в противоположность животному, которое пассивно приспособляется к природе. Изменения в природе происходят без всякого намерения со стороны животных и по отношению к самим животным являются чем-то случайным.
4. Выработка материальной деятельности и материального общения людей. Начальные поколения людей, создавшие себя в процессе очеловечения обезьяны, уже вырабатывали первые «зародышевые орудия», служившие вспомогательными орудиями присвоения готовых продуктов природы в противоположность «орудию в узком смысле слова», т. е. членам своего тела, с помощью которых не может осуществляться производство. «Являясь первоначальной кладовой его (человека) пищи, — Маркс, — земля является также и первоначальным арсеналом его средств труда. Она доставляет ему, напр., камень, которым он пользуется для того, чтобы метать, производить трение, давить, резать и т. д.».
Но обращение к арсеналу средств труда может быть осуществлено только людьми — для животного никакого «арсенала» не может существовать, вследствие инстинктивного характера его деятельности: ни одна обезьянья рука,—говорит Энгельс,—не изготовила когда-либо хотя бы самого грубого каменного ножа.
Таким образом, и в целом и в главных своих положениях трудовая теория Маркса и Энгельса принципиально противоположна буржуазным теориям происхождения труда.
Равным образом марксистская теория происхождения орудий характеризуется отчетливо проведенным в ней историзмом: орудия, составляя часть средств труда, должны быть рассматриваемы вместе с последними в изменениях, обусловленных развитием общества на определенных этапах существования первобытно-коммунистической, первой по времени в истории человечества, формации.
Так, «на ряду с обработанным камнем, деревом, костями и раковинами главную роль, как средство труда, — говорит Маркс, — на первых ступенях человеческой истории играют прирученные, следовательно, уже измененные посредством труда, выращенные человеком животные». И сама земля, отмечает Маркс, становится средством труда в земледелии, что предполагает целый ряд других средств труда и сравнительно высокое развитие рабочей силы.
В связи с обусловленностью средств труда общим состоянием конкретного общества на определенном этапе его исторического развития, Энгельс делит доклассовое первобытно-коммунистическое общество на две эпохи: 1) дикость — эпоха преимущественно присвоения готовых произведений природы; искусственные произведения человека являются главным образом, вспомогательными орудиями такого присвоения; 2) варварство — эпоха введения животноводства и земледелия, обучения способам увеличения производства продуктов природы при помощи человеческой деятельности.
Ленин, в связи с учением Энгельса о «роли труда в процессе очеловечения обезьяны», выдвигает также решающее значение средств труда. «Первобытный человек, — говорит Ленин, — был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой. Введение... улучшенных способов производства неизмеримо облегчило человеку эту борьбу вообще и производство пищи в частности». Ленин подчеркивает значение сознательного и целеустремленного характера человеческого труда — «заместить силы природы человеческим трудом, вообще говоря, так же невозможно, как нельзя заместить аршины пудами... Человек может только пользоваться действием сил природы, если он познал их действие».2
В процессе овладения, природой и изменения ее человек может облегчать себе пользование природой посредством орудий.
Ленин, подчеркивая слова Гегеля, указывает, что в процессе овладения природой общественным человеком выступает противоречивый характер этого процесса — в последнем счете «в своих орудиях человек обладает силой над внешней природой, тогда как в своих целях он скорее подчинен ей».
В дальнейшем изложении мы вернемся к этому чрезвычайно важному положению.
Ленин устанавливает два основных- этапа развития первобытно-коммунистической формации:
I. Первобытное человеческое стадо, сложившееся в результате диалектического скачка, переведшего человекоподобных обезьян в людей и
II.Первобытная коммуна.
На основе деления В. И. Лениным истории доклассового общества и в связи с периодизацией Энгельса должна быть построена история техники первобытного коммунизма, которую -мы разбиваем на две главы:
1. Техника на этапе первобытного человеческого стада, т. е. техника дородового общества на этапах возникновения и развития первобытного человеческого стада.
2. Техника первобытной коммуны в процессе возникновения и развития родового общества.







Материалы

Яндекс.Метрика