Социально-экономическая структура

Рабство являлось основой греческого и римского общества. В период разложения в Греции родовых отношений (в X—VIII вв.) в ней преобладало еще домашнее рабство. Мы узнаем, по Гомеру,1 что в пространном дворце Алкиноя 2 жило «50 рукодельных невольниц. Рожь золотую мололи одни жерновами ручными, нити пряли другие и ткали, сидя за станками» (Одиссея, VII, 103—105).
Если продукты труда патриархальных рабов присваивались родовой общиной, то продукты труда домашних рабов стали уже присваиваться отдельными представителями родовой аристократии. Патриархальный раб являлся коллективной собственностью рода, общины, патриархальной семьи; домашний раб становился частной собственностью членов рода.
В период революционного формирования греческих городов-государств (VII—VI вв.) домашнее рабство, в равной мере как и труд парцелльных3 крестьян и ремесленников, начали в свою очередь оттесняться рабством античным. Античный раб, в отличие от порабощенного должника, являлся, как правило, чужеземцем. Превращение военнопленных в рабов и добыча рабов в колониях обеспечивали приток рабов-чужеземцев. Подобно всякому другому товару, античный раб покупался на рынке. В поместьях и мастерских он производил продукты, которые присваивались рабовладельцем уже не только для собственного потребления, но и для сбыта.
Вершины своего развития античное рабство в Греции достигает в V—IV вв., создавая основу для расцвета греческой культуры в этот период. Начиная с периода эллинизма (III—I вв. до н. э.) и, в особенности, в римский период (I—IV вв. н. э.), рабский труд, в свое время вытеснявший труд мелких производителей, начинает сам вытесняться трудом полусвободных колонов1 в деревне, и ремесленников в городе.
В системе хозяйства греческих и римских городов-государств решающую роль играло земледелие. Города-государства объединяли вокруг себя определенную сельскохозяйственную территорию. Эта территория кормила граждан города, в котором концентрировалась общественная жизнь.
В античности город господствовал над деревней. Землевладельцы проживали по преимуществу в городе. Концентрация в городе рабовладельцев облегчала последним эксплуатацию и управление рабами. Все это явилось основой создания в античности политической формы господства города-государства. В последнем преобладали республиканские формы правления.
В городе сосредоточивалась рабская промышленность. Господствующим типом промышленного предприятия являлась рабская мастерская'(эргастерий). Рабовладелец обычно сам не руководил производством, предоставляя это надзирателю. В Греции и Риме первоначально преобладала мелкая мастерская от 10 рабов и более. Крупные мастерские имели 30—40 рабов. Мастерских, в которых работало 100 и более рабов, было сравнительно мало. Значительно более крупные массы рабов сосредоточивались в рудниках; так, напр., в IV в. до н. э. афинский промышленник «Никий, сын Никирата, владел в рудниках тысячью рабов» (Ксенофонт2, «О доходах»). Еще большее количество рабов сосредоточивалось в отдельных руках в испанских и африканских рудниках Римской империи.
Разделение труда в мастерских и, в особенности, на рудниках было развито чрезвычайно слабо. Обычно один раб весь предмет с начала до конца делал сам, и лишь, в период, когда рабские мастерские достигли в Греции и Риме максимального развития, мы наблюдаем в крупных мастерских частичное разделение труда. Характеристика этого разделения труда дана Ксенофонтом: «В небольших городах одни и те же лица делают и постели, и двери, и плуги, и столы... Но в больших городах, вследствие большого спроса на каждый предмет... бывает и так, что один получает пропитание от того, что кроит сандалии, другой только' прирезывает верхнюю кожу, а третий ничего этого не делает, а только сшивает все» (Ксенофонт. Воспитание Кира, VIII, 2—5).
Рабская мастерская объединяла в себе ряд самостоятельных по характеру труда рабов-ремесленников. Ремесленный индивидуальный характер производства рабов вступал в противоречие с простыми кооперативными формами рабства. Противоречие того же характера имелось не только в промышленных мастерских и в рудниках, но и на полях греческих и римских поместий.
В мелком производстве ремесленников и земледельцев орудия и продукт труда — собственность мелкого производителя. Здесь же орудия, сам производитель и продукт его труда являлись собственностью рабовладельца. Поэтому понятно, что раб не был заинтересован в развитии производства. Он ненавидел и ломал орудия, к которым он был прикован условиями античного рабства и вместе с которыми он безраздельно принадлежал господину. Тем самым античное рабство на опеределенном этапе своего развития превратилось в преграду не только для развития разделения труда и индивидуальных навыков производителей, но и для технического развития орудий. К тому же рабство у свободных порождало презрение к труду. В представлении древних раб — собственность господина, он приравнивался к животным, к товару и к орудиям.
По Аристотелю,1 «польза, доставляемая животным, мало чем отличается от пользы, доставляемой рабами: и те и другие своими физическими силами оказывают нам помощь в удовлетворении наших насущных потребностей» (Аристотель. Политика, I, б, 14)» Взгляд на рабов, характерный для античности, в наиболее яркой форме выразил Варрон 1 в трактате о сельском хозяйстве. Он разделил орудия на три группы: «орудия говорящие (instru-mentum vocale), орудия, издающие нечленораздельные звуки, и орудия немые; к говорящим относятся рабы, к издающим нечленораздельные звуки — волы, к немым — телеги» (I, 17).
Взаимосвязь между производством деревни и города, между городом и колониальной периферией античного мира, осуществлялась через торговлю. Почти все греческие и римские города были расположены или на берегу моря, или же на берегах рек, впадающих в море. Они являлись центрами внешней торговли. Внутренняя торговля была очень слабо развита. Из городов-государств вывозилось вино, масло, оружие, посуда, ткани, художественные изделия, предметы роскоши; ввозились, в первую очередь,, рабы и хлеб, а также рыба, лес, кожа, благовония и т. д.
С развитием внешней торговли в Греции неразрывно связано развитие денежного хозяйства и торгово-ростовщического капитала. Несмотря на относительно высокое развитие в Греции торговли, денежного обращения и ростовщичества, античное хозяйство носило натуральный характер. В основном, оно производило на потребление, но не на сбыт. Рабочая сила и значительные массы .товаров в районах колониальной периферии присваивались методами внеэкономического принуждения. В античности торговля тесно зависела от войн и колониального грабежа и носила поэтому ярко выраженный хищнический характер. Относительно высокое развитие торговли и денежного обращения, при натуральном характере античного хозяйства, являлось одной из типичных его особенностей, вытекавшей из системы античного рабства.







Материалы

Яндекс.Метрика