Храмы и гробницы

В силу отмеченных выше соображений наиболее значительными архитектурными сооружениями являлись храмы и гробницы.
От Древнего Царства до нас дошел ряд могил знати — мастаба (по-арабски мастаба значит «скамья») и усыпальниц фараонов — пирамид, со связанными с ними заупокойными храмами.
Мастаба представляет собой каменное прямоугольное здание с плоской крышей и наклонными стенами, под которым находится погребальная камера, куда ведет наклонный коридор или вертикальная шахта. Кладовые и молельня, зачастую друг от друга изолированные, находятся в надземной части мастаба.
Значительно отличаются от мастаба пирамиды. Откуда появляется такая форма усыпальницы — не вполне ясно, хотя на этот счет имеется много теорий. Наиболее вероятным следует считать предположение, что пирамида есть нагромождение мастаба. Такое мнение хорошо объясняет, почему древнейшая пирамида Джосера, фараона III дин., имеет форму ступенчатой пирамиды. Мастаба и пирамиды являются, в сущности, развитыми мегалитическими сооружениями.
Пирамида представляла собой сплошное каменное сооружение, в котором имелся небольшой погребальный покой, куда вел длинный коридор.
Пирамиды достигали подчас значительной высоты. Наибольшая из них—пирамида Хуфу (фараона IV дин.) имела первоначальную высоту в 146.6 м (теперешняя же ее высота, вследствие обвала верхушки — 138.3 м). По подсчетам английского археолога Питри, для ее постройки было употреблено 2 300 000 каменных глыб, в среднем каждая весом в 2.5 т.
С пирамидами были связаны заупокойные храмы, игравшие при них такую же роль, что и молельни в мастаба. Здесь уже начинает проявляться членение храма на три части (третьей частью— святилищем служит здесь сама пирамида), которое играет столь большую роль в планировке храмов Нового Царства.
В Среднем, Царстве появляются новые типы гробниц: с одной стороны, это могилы, высеченные в скалах, состоящие из часовни, пересеченной двумя рядами колонн и следующей за ней залой. С другой стороны, появляются могилы, представляющие сочетание мастаба и пирамиды. Основанием этой могилы служит кирпичная мастаба, обычно не превышавшая в длину 15 м и частично входившая в землю; на этой кирпичной мастаба воздвигалась кирпичная же пирамида высотой 10— 12 м. Внутри этой пирамиды обычно бывала одна сводчатая комната, а внутри мастаба две.
Многочисленные случаи ограбления могил приводят к тому, что в Новом Царстве наблюдается стремление спрятать могилу. Это приводит к отрыву могилы от заупокойного храма. Могила теперь устраивается под землей ^ вход в нее прячется, коридор, который ведет в погребальный склеп, зачастую сплошь заваливается камнями, устраиваются песчаные завалы. Храм же или часовня, в которых должен был справляться заупокойный культ, устраиваются на поверхности земли, в некоторых случаях на значительном расстоянии от самой могилы.
Типичным образцом храма Нового Царства может служить Фиванский храм Хонсу, выстроенный Рамсесом III. Здесь мы имеем передний колонный двор, затем гипостиль и наконец само святилище, окруженное различными помещениями. Такая планировка может быть прослежена во всех храмах, хотя в ряде случаев она осложнена различными пристройками.
При постройке храмов большое внимание уделялось тому, чтобы здание было максимально величественно и подавляло приходящих сознанием мощи бога и строителя-фараона. Это достигалось за счет величины здания и обилия колонн, имевших,, конечно, и конструктивное значение.







Материалы

Яндекс.Метрика