БУРЖУАЗНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ОРУДИЙ

Французский материалист XVIII в. Ла-Меттри рассматривал человека как машину («человек-машина»), для другого французского философа — Гельвеция—человек являлся животным, отличающимся особой внешней организацией, обладающим руками и пользующимся орудиями и оружием. В Германии Кант понимал человека как разумное существо, обладающее техническими способностями, а в Англии Юм определял человека как разумное существо, обладающее технической сноровкой и способностью создавать искусственную среду. В Америке Франклин дал краткую характеристику человека в известных словах: «человек — животное, делающее орудие». В начале XIX в. Белл в Англии доказывал, что «человек представляет собою венец творения, высшее существо, обладающее руками, деятельность которых направляется разумом».
Как можно заметить, три черты характерны для приведенных, наиболее типичных для разбираемого времени, взглядов. Человек рассматривается как «естественная машина» и, несмотря на принадлежность авторов к различным буржуазным группировкам, различия в определениях человека и его деятельности сходятся между собою, поскольку происхождение орудий рассматривается как "результат естественного развития человека, который в целом представляет «естественную машину», а органы его — «естественные орудия».
Под влиянием «эпохи просвещения» на раннем этапе промышленного капитализма были созданы первые теории происхождения орудий, представлявшие собой видоизменение старых взглядов. Так, напр., Дарвин говорил об «естественной технологии», Гельмгольц определял глаз как «оптическую машину», а Гейгер выставил положение, согласно которому «человек представляет собою удивительнейшее существо среди живых механизмов, обладающее разумом и речью и пользующееся орудиями, сходными с естественными органами тела».
Под влиянием Гейгера складываются две теории. Капп в своей «Философии техники» говорит о «проекции органов» человеческого тела. По Каппу, орудия представляют собою «переложение внутреннего механизма в естественные органы во вне». Нуаре в его «Первобытной истории орудий труда» выдвигает «теорию полупроекции» в сочетании с «теорией проекции» Каппа. Нуаре обосновывает учение «о выдвигании во внешний мир некоторых естественных орудий труда животного и человека, остающихся связанными с организмом».
Как можно заметить, созданные в эпоху промышленного капитализма теории происхождения орудий по существу не только не давали удовлетворительных объяснений, но еще более затемняли проблему, отождествляя, как это делал Нуаре, «труд» животных с трудом человека.
Таким образом по существу буржуазные теории происхождения орудий не смогли вскрыть подлинных причин возникновения орудий. В буржуазной науке вопрос остается и до наших дней открытым.







Материалы

Яндекс.Метрика