Опыты с обучением пчел К. Даумера

В широкоизвестных опытах с обучением пчел К. Даумер доказал, что для этих насекомых солнечный белый свет неотличим от смеси трех спектральных цветов: 55% желтого с Л,=588 нм плюс 30% сине-фиолетового с ^,=440 нм и плюс 15% ультрафиолетового с А,=360 нм. Тем самым оказалось, что ультрафиолетовые лучи оказываются для глаза пчел дополнительным цветом к смеси желтых и сине-фиолетовых лучей, а смесь желтых и ультрафиолетовых лучей дает «пчелиный пурпурный» цвет, отсутствующий в спектре'. Как известно, пурпурный цвет, воспринимаемый человеком и тоже отсутствующий в спектре, представляет собой смесь синих лучей с красными и считается дополнительным к зеленому цвету. Результаты этих выдающихся опытов наряду с последующими электрофизиологическими экспериментами послужили основанием для утверждения о трихромазии зрения пчел.
Пчелы очень быстро и прочно запоминают окраску пищевых объектов. Достаточно двух-трех подкреплений выбора, чтобы пчела на всю жизнь (летом — две-три недели) запомнила цвет кормушки, в которой она нашла сладкую приманку. Показано, что пчелы способны запоминать комбинацию из двух-трех окрасок в качестве отличительного признака пестро раскрашенных предметов. Например, они легко научаются безошибочно выбирать тестовую карту с приманкой, составленную из оранжевых и голубых квадратиков, среди четырех других карт без приманки: оранжевой с желтым, голубой с желтым, желтой с зеленым и зеленой с оранжевым. Среди такого набора карт подкрепляемую комбинацию красок можно запомнить только по двум признакам: «есть и оранжевый и голубой» или «нет ни желтого, ни зеленого». Несомненно, что пестрая раскраска венчиков — двухцветная у нивяника (Leucanthemum vulgare) или трехцветная у пикульника (Galeopsis speciosa) — помогает пчелам опознать эти растения среди красочного разнообразия других. При скученном расположении ульев пчеловоды иногда красят их также в два цвета, чтобы облегчить пчелам поиск своей семьи.
Другие насекомые, например осы Vespidae, не имеющие такой тесной связи с цветущими растениями, как пчелиные, хотя и легко научаются отличать одну окраску от другой, но совершенно не способны запоминать парные и тем более тройственные сочетания цветов.
Удивительную сложность визуального поведения пчел, связанного с распознаванием окрасок, может иллюстрировать еще один пример. В ходе тренировки по специальной схеме у пчелы удается выработать условный рефлекс на обобщение типа окраски по признаку «двухцветность», а именно: пчела научается выбирать всегда двухцветную тестовую карту независимо от конкретных цветов, составляющих ее. Например, обученная пчела выбирает только двухцветную карту среди ранее незнакомого ей набора из трех карт: 1) двухцветная —голубой-f-желтый цвета, 2) одноцветная голубая и 3) одноцветная желтая. В другом наборе: 1) оранже-вый+синий, 2) сплошь синяя и 3) сплошь оранжевая карты — она избирает также двухцветную. Такой сложный выбор основан на обобщенном представлении о двухцветное™, на противопоставлении всех двухцветных образцов всем одноцветным образцам.
В заключение этого раздела, в котором особенно часто употреблялись названия воспринимаемых человеком цветов, следует предостеречь читателя о незаконности переноса наших ощущений на восприятие животных. Ощущение цвета, запаха и прочего стимула всегда субъективно, т. е. принципиально невозможно ощутить ощущения другого субъекта, чтобы убедиться в их тождественности. Но можно (и именно так поступают исследователи) проверить сходство реакций у разных индивидов на физически тождественные стимулы, и в этом смысле можно говорить о равной способности различать или отождествлять разные раздражители. Поэтому, когда говорилось, что пчела отличает «желтый цвет от зеленого», имелось в виду, что те излучения, которые называем желтыми мы, и пчелы могут отличать от излучений, вызывающих у нас ощущение зеленого цвета. Но как выглядят для пчел, как ощущаются ими эти излучения — мы не знаем.







Материалы

Яндекс.Метрика