Поведенческие реакции на цветные стимулы

В начале раздела о цветовом зрении мы уже говорили о том, что знания периферических и даже центральных механизмов зрения еще недостаточно для правильного предвидения визуальных реакций целого организма. Дело в том, что с помощью зрительного и любого другого анализатора животное не только различает стимулы или объекты, но и опознает их как таковые — выбирает определенные объекты среди многих. Целесообразные поведенческие реакции всегда развиваются с участием врожденной или приобретенной памяти. Именно память позволяет насекомому опознать требуемый объект как таковой, например, как съедобный, но о содержании памяти мы можем пока судить исключительно по поведению животного. В этом заключается незаменимая роль поведенческого эксперимента.
Опыты с регистрацией поведения в ответ на те или иные стимулы— технически более простой способ изучения цветового зрения, и они были поставлены на насекомых раньше электрофизиологических измерений чувствительности фасеточного глаза. Мы остановимся на двух видах поведенческих реакций на цвет: спонтанном (врожденном) предпочтении и выборе на основе индивидуального научения.
Замечено, что многие антофильные насекомые: бабочки, мухи, различные пчелы — избирательно посещают цветущие растения, предпочитая те из них, которые имеют определенную окраску. Эксперименты с цветными макетами подтвердили этот вывод. Так, если поместить в обширный садок с недавно вышедшими из куколок голодными парусниками Papilio troilus макеты цветков из пурпурной, синей, зеленой, желтой, оранжевой, красной бумаги, а также из серой бумаги разной светлоты, то бабочки будут садиться преимущественно на синие и пурпурные, отчасти на оранжевые макеты. Тот факт, что преимущественный выбор синих, пурпурных и оранжевых макетов был сделан в присутствии серых разной светлоты, позволяет заключить об опознавании предлагаемых макетов именно по цвету, а не по светлоте. В этом опыте бабочки демонстрируют разную реакцию на объекты, окрашенные по-разному, независимо от яркости (светлоты) последних, а это отвечает сделанному нами выше определению цветового зрения.
Мухи Eristalis, жуки Meligaeth.es, а также тли в период питания предпочитают желтые окраски. Стремление к желтому положено в основу привлекающего действия липких или наполненных водой ловушек для тлей и других вредных насекомых. В разные периоды жизни насекомого его цветовое представление может измениться, в частности тлей во время расселительных полетов привлекают преимущественно синие поверхности — цвет безоблачного неба как признак открытого пространства.
Врожденное стремление насекомого к излучениям определенного спектрального состава непосредственно свидетельствует о его способности к различению цвета. Этой особенностью поведения можно пользоваться как способом быстрой проверки способности насекомого к цветоразличению.
Но более гибок и информативен другой способ доказательства и подробного изучения цветового зрения, основанный на выработке условного рефлекса на определенный цвет. Чаще всего вырабатывают пищевой рефлекс на различение цветных образов. К. Фриш еще в 1914 г. первым поставил такой эксперимент на пчелах. На специальном столике он разложил в виде шахматного поля 16 бумажных квадратиков, среди которых 15 были изготовлены из «ахроматической» бумаги разной светлоты: от белой до черной, а 16-й квадратик был вырезан из голубой бумаги. На голубом образце была сладкая приманка, а на остальных в аналогичных сосудах — вода. После нескольких посещений приманки пчелы находили голубой образец в любом месте шахматного поля и садились на него даже тогда, когда приманку снимали с него и все образцы покрывали новым чистым стеклом. В условиях такого эксперимента пчелы могли опознать голубой образец только по цвету, а не по его светлоте. Если бы они ориентировались по светлоте голубого квадратика, то среди ахроматических образцов обязательно нашелся бы равносветлый голубому, и пчелы садились бы на него так же часто, как на голубой. В действительности же обученные пчелы практически не ошибались в выборе голубого, что исчерпывающим образом доказывает их способность к различению цвета.
Впоследствии также путем обучения Г. А. Мазохиным-Поршняковым была показана способность пчел дифференцировать близкие окраски, например желтую и оранжевую. В этом опыте шахматное поле было сложено из оранжевых квадратиков разной светлоты, среди которых присутствовал один желтый квадратик с приманкой. После обучения в контрольном эксперименте желтый образец был заменен другим, желтым, но более темным, и, несмотря на это, пчелы садились только на желтый квадратик.







Материалы

Яндекс.Метрика