Природа и человек

Возрождение явилось периодом торжества движения реализма в искусстве. Древнсклассическое и даже еще в большей степени византийское искусство сосредоточивало свое внимание на идеальных формах и достижении эффекта с помощью традиционного символизма. Уже в средние века образы, взятые из природы, вроде листьев или животных, начинают вкрадываться в картины в виде второстепенных деталей. В эпоху Возрождения этот реализм распространяется также и на изображение центральных фигур картин — людей. Все это требовало самого тщательного наблюдения природы в ее естественном состоянии — гор, скал, деревьев, цветов, зверей и птиц — и таким образом заложило основы геологии и естественной истории, которые с тех пор перестали выводиться из книг с помощью и логики. Но в первую очередь это реалистическое направление требовало знания анатомии самого человека для понимания механизма жестов и выражений. Искусство Возрождения не было ни импрессионистским, ни формалистическим. Альберти призывал живописцев рассматривать в человеческой фигуре кости, затем соединяющие их мускулы и только в последнюю очередь — облекающее фигуру одеяние. Леонардо пошел в своей практике и наставлениях еще дальше. От изображения статической фигуры он перешел к динамичной, значит — к физиологии и динамике. Изображение движущихся людей или животных было для него лишь вспомогательным средством для выражения духа, или души, одушевляющей это движение. Все это требовало глубокого изучения анатомии мозга и внутренних органов, в изображении которых Леонардо оставался непревзойденным мастером. Новая анатомия, приведшая к открытию Гарвеем кровообращения, была столь же многим обязана мастерам - художникам, как и врачам.
Медицина эпохи Возрождения
Целесообразно рассмотреть здесь и важнейший вклад эпохи Возрождения в биологические учения, в центре внимания которых стояла медицина. Медицинские факультеты итальянских университетов представляли собой выдающееся исключение из царившей в этих университетах общей бесплодности и обскурантизма. В частности, медицинский факультет Падуанского университета имел наилучшую репутацию и привлекал к себе самые блестящие умы. Это не оказало особо существенной помощи развитию медицинской практики, ибо должны были пройти еще века, прежде чем химия и биология были настолько изучены, чтобы наука могла эффективно применяться в борьбе с болезнями. Однако эти медицинские факультеты сыграли огромную роль в развитии естествознания.
Итальянские врачи и множество иностранных студентов, приезжавших в Италию для изучения медицины, вовсе не изолировались. Они свободно общались с мастерами - художниками, математиками, астрономами и инженерами. По сути дела, многие из них сами занимались некоторыми из этих профессий. Так, например, Коперник получил образованней практиковал как врач, будучи, кроме того, администратором и экономистом. Именно эти связи придавали европейской, в частности итальянской, медицине характерный для нее описательный, анатомический и механистический уклон. Человеческое тело расчленялось на части, изучалось, измерялось, описывалось и объяснялось как исключительно сложная машина. Объяснения эти были слишком элементарными; о большей части того, что мы знаем сейчас о функциях или истории эволюции органов человеческого тела, в то время не догадывались, да и не могли догадываться. Тем не менее новые анатомия, физиология и патология — последними двумя терминами мы обязаны великому французскому врачу Жану Фернелю (1497 — 1558), — по существу своему современные, были основаны на непосредственном наблюдении и опыте; оковы классического авторитета и магической традиции начинали разрушаться.
Эта работа по созданию новых наук нашла свое конспективное выражение в великом труде Андрея Везалия «De Humani Corporis Fabrica» («О строении человеческого тела»), содержащем наиболее полное описание всех органов тела. И все же созданная Галеном классическая картина человеческого тела все еще серьезно не критиковалась, и полезная анатомия продолжала служить вредной физиологии. Тем не менее основанной Андреем Везалием в 1537 году в Падуе школе предстояло выпустить несколько поколений анатомистов — предшественников Гарвея. Везалий стал лекарем императора Карла V. Соперник этого последнего, Франциск I Французский, имел в качестве врача человека, который во многих отношениях был полной противоположностью Везалия, — Амбруаза Паре (1510 — 1590). Это был настоящий ремесленник, необразованный, писавший на разговорном французском языке о том, что видел своими собственными глазами и делал своими собственными руками. Он революционизировал методы лечения ран, в частности огнестрельных, ставших столь обычными в смертоносных войнах того времени.







Материалы

Яндекс.Метрика