Коперниковская революция

Не случайно, что именно в области 1строномии, столь тесно связанной с географией, произошел первый и в некоторых отношениях важнейший переворот во всей античной системе мышления. Переворот этот был вызван ясным и подробным описанием Коперником вращения Земли вокруг своей оси и движения ее вокруг неподвижного Солнца. Описательная астрономия была в то время единственной наукой, накопившей достаточно наблюдений и развившей достаточно точные математические методы, позволяющие ясно излагать гипотезы и проверять их с помощью цифровых вычислений. К тому же, как мы видели, она находилась в центре возродившегося интереса к ней с точки зрения использования ее как старой астрологией, так и новой наукой — навигацией. Все это само по себе могло бы и не привести еще к сколько - нибудь радикальному прогрессу. Профессиональные астрономы, подобно Пурбаху (1423 — 1461) и Региомонтану (1436 — 1476), считали старые, минимально усовершенствованные методы достаточно приемлемыми. Тем не менее именно им, а также самому духу эпохи Возрождения, побудившему их обратиться к греческим источникам, обязаны мы новой астрономией. Пурбах находился на службе византийского гуманиста кардинала Виссариона (ок. 1400 — 1472); ему было поручено папой провести реформу календаря.
Коперник внес в астрономию новый критический дух, правильную оценку эстетической формы и вдохновение заново отредактированных текстов античных авторов, которые могли быть использованы и для сопоставления взглядов древних авторитетов. Ибо, как мы уже видели, идея вращения Земли была отнюдь не новой. Она восходит к самому зарождению греческой астрономии и была сформулирована Аристархом в III веке до н. э. (128). Эта идея всегда существовала как альтернатива, хотя и парадоксально абсурдная, взгляда на движения звезд, ибо само собой разумелось, что Земля неподвижна, тогда как движение Солнца, Луны и звезд можно было видеть. Необходимы были мужество и наука, чтобы опрокинуть эту точку зрения здравого смысла. Человек, на долю которого выпало дерзнуть это сделать, при всей своей природной застенчивости обладал незаурядным мужеством и, как гуманист эпохи Возрождения, имел все основания желать осуществить этот решительный разрыв с прошлым.
Николай Коперник родился в городе Торунь (Польша) в 1473 году. Астрономию он изучал в Болонье, медицину в Падуе и юриспруденцию в Ферраре. Большую часть своей жизни он провел каноником в Фрауэибурге. Поскольку этот кафедральный город был расположен на территории, которую оспаривали тевтонские рыцари и Польское королевство, Копернику нередко приходилось иметь дело с войной и администрацией; однако основные его интересы были всегда сосредоточены на астрономии, и он посвятил всю свою личную жизнь усиленным поискам более рациональной картины неба, результаты которых он в окончательной форме изложил в своей книге «Об обращении небесных сфер», напечатанной только в самый год его смерти, в 1543 году. В ней он постулировал систему сфер, в центре которых была не Земля, а Солнце, выдвинул мысль о вращении Земли и подробно показал, как это могло объяснить все данные астрономических наблюдений. Его обоснование революционного изменения имело, по существу, философский и эстетический характер. Говоря о своей гелиоцентрической системе и предполагаемом ею почти бесконечно далеком расстоянии до звезд, он пишет:
«...с этим можно согласиться тем легче, что это пространство наполнено множеством орбит, что допускают даже те, которые принимают Землю за центр. Нужно взять пример с природы, которая ничего не производит лишнего, ничего бесполезного, а, напротив, из одной причины умеет выводить множество след - ствий».
И далее, описав орбиты планет одну за другой, он заключает:
«В середине всех этих орбит находится Солнце; ибо может ли прекрасный этот светоч быть помещен в столь великолепной храмине в другом, лучшем месте, откуда он мог бы все освещать собой? Поэтому не напрасно называли Солнце душой Вселенной, а иные — Правителем мира, Тримегист называет его «видимым Богом», а в «Электре» Софокла оно выступает как «Всевидящее». И, таким образом, Солнце, как бы восседая на царском престоле, управляет вращающимся около него семейством светил. Земля пользуется услугами Луны, и, как выражается Аристотель в трактате своем «De Animalibus», Земля имеет наибольшее сродство с Луной. А в то же время Земля оплодотворяется Солнцем и носит в себе плод в течение целого года».
И здесь мы также видим и возвращение к древнейшему, по сути дела магическому, взгляду на вселенную и прославление централизованной монархии, le Roi Soleil — короля - солнца.
Выдвижение солнечной системы не сразу дало свои результаты. Некоторые астрономы ценили ее как средство усовершенствования вычислений. В 1551 году на основе системы Коперника были составлены прусские таблицы, однако лишь немногие верили в их истинность. Солнечная система не только не соответствовала здравому смыслу, но и вызывала множество ученых возражений, в частности: как могла Земля вращаться, не вызывая сильного ветра или не отклоняя падения ядра. Все эти возражения были окончательно устранены Галилеем.
Тем не мепее уже сама идея открытой Вселенной, только незначительную часть которой составляла Земля, потрясла старое представление о закрытых концентрических кристаллических сферах, созданных и поддерживаемых в состоянии движения богом. Если на Земле были новые миры, то не могли ли они быть также и на небе? Это было ересью, которая позднее стоила жизни Джордано Бруно.
Достижения эпохи Возрождения
В области идей первая фаза научной революции явилась главным образом фазой разрушения, хотя она и была озарена сиянием одной конструктивной гипотезы — блестящей гипотезы Коперника. Не только в астрономии, но и в других сферах научного интереса — в анатомии и химии — старые методы мышления оказались уже непригодными и неудовлетворительными. Хотя люди эпохи Возрождения сумели решить лишь немногие из поднятых ими проблем, они, по крайней мере, расчистили почву для разрешения также и всех остальных проблем в период великой борьбы идей последующего столетия.
В области же применения научных достижений на практике эпоха Возрождения, напротив того, ознаменовала период решающего прогресса. Как уже указывалось выше, усилия деятелей науки раннего средневековья постепенно выдохлись главным образом потому, что не могли найти для себя практического применения. Успехи мореплавателей эпохи Возрождения обеспечили как раз то, что было необходимо — надежную и все возраставшую сферу практического применения научных открытий, — а наибольшая потребность ощущалась в астрономии и навигации, как раз в тех отраслях науки, которые лучше всего сохранились с классических времен и наиболее активно использовались для целей астрологии и составления календарей. Следующим шагом было обеспечение прогресса механики — создание новых машин, динамики и развитие артиллерийского дела. С этого момента будущее науки было гарантировано; она стала необходимостью для осуществления наиболее жизненно важных, активных и выгодных предприятий — торговли и войн. Позднее она смогла распространить сферу своего воздействия на мануфактурную промышленность, земледелие и даже медицину. Всеобъемлющее значение эпохи Возрождения заключалось в том, что она означала первоначальный разрыв с экономикой, политикой и идеями феодального средневековья. Большая часть конструктивной работы была еще впереди, однако возврата назад уже не было. Наука начинала накладывать свой отпечаток на историю.







Материалы

Яндекс.Метрика