Наслаждение, искусство (art) и деньги

Как в католических, так и в протестантских странах Возрождение ознаменовалось решительным и бесповоротным разрывом с прошлым. Многое из этого прошлого неизбежно сохранилось, однако было взято новое направление, и средневековые формы экономики, архитектурных стилей, искусства и мысли должны были исчезнуть навсегда, уступив место новой культуре, капиталистической по своей экономике, древнеклассической по своему искусству, и литературе, научной по своему подходу к природе.
Возрождение было беспокойным, но обнадеживающим периодом по сравнению с отчаянием последних веков древнего классицизма и смирением последовавших за ними веков верований. Меньше стали заниматься вопросами загробной жизни и больше — жизнью настоящей, причем занятие это нашло свое выражение в быстром росте светских искусств, живописи, поэзии и музыки. Во всех формах выражения проявлялось новое и искреннее признаиие физического удовольствия. Великий пророк этого периода д - р Франсуа Рабле (ок. 1490 — ок. 1553) избрал в качестве девиза для своего Телсмского аббатства, этой идеальной коммуны, слова: «Делайте то, что вам нравится». В идеале люди живут свободно и мыслят беспокойно; фактически же лишь немногие могли себе это позволить; эта новая жизнь стоила дорого, и платить за нее нужно было маличными. Деньги приобрели невиданное дотоле значение. Естественным следствием этого было изменение отношения к добыванию денег. Все средства хороши, пока они работают, — честное ли производство или ремесленничество, предложение нового, прибыльного изобретения; открытие шахты; набег на иноземцев: ссужение денег под проценты. Церковь могла бы выразить свой протест, однако если бы она стала на нем настаивать, то это обернулось бы против нее самой, как это показала Реформация. Даже магией снова стали заниматься как средством достижения богатства и власти, о чем свидетельствует история Фауста. По правде говоря, естественная магия едва ли чем отличалась от науки1 - 4314 - 4.
Тесное объединение ремесленника и теоретика
Именно потому, что техники и художники играли существенную роль как в добывании, так и в расходовании денег, они уже не были теперь столь презираемы, как это было в древиеклассическую или средневековую эпоху. Художественное мастерство (arts) — украшения и расцвечивания, живопись, скульптура и архитектура процветали и развивались с меньшим размахом, но зато имели значительно более оригинальный характер, чем в древнеклассические времена. Действительно новым было, однако, то уважение, каким стало пользоваться теперь практическое мастерство (art) — прядение, ткачество, гончарное дело, стеклошлифовка и, в особенности то мастерство, которое обеспечивало потребности и накопления богатства и ведения войны, а именно мастерство шахтеров и металлистов. Технические приемы мастеровых (artists) имели в эпоху Возрождения большее значение, чем в древнеклассические времена, ибо они находились уже в руках не рабов, а свободных людей, причем последние в общественном и экономическом отношении уже были не столь далеки от правителей, как это было в средние века. В средневековой Флоренции, например, мастеровые - художники были подчиненными членами важного цеха врачей и торговцев пряностями «Medici е Specialb; скульпторы стояли ниже, находясь в менее важном цеху строителей и каменщиков. Однако к началу XVI века отдельные живописцы и скульпторы смогли воспользоваться благосклонностью пап и королей, хотя весьма часто им лишь с большим трудом удавалось добиться оплаты за свою работу.
Улучшение положения ремесленников позволило возобновить связь между их традициями и традициями теоретиков, которая была разорвана чуть ли не с начала ранних цивилизаций. И тем и другим предстояло внести важнейший вклад в науку: ремесленники могли дополнить старые технические приемы классической античности новыми изобретениями, появившимися в средние века; теоретики могли сделать своп вклад в области мировоззрения, идей и, быть может больше всего, логических методов доказательства, заимствованных у греков через арабскую и схоластическую философию, а также в разработке новых методов вычисления. Такое соединение этих двух подходов заняло некоторое время и постепенно распространялось, охватывая сначала различные области познания и деятельности. Однако стоило только этим двум составляющим объединиться, как ничто уже не могло бы больше разъединить их. Основная интеллектуальная задача Возрождения состояла в новом открытии и овладении миром созданного (art) и естественного.







Материалы

Яндекс.Метрика