Научное просвещение. Грешем - колледж

В Голландии и Англии существовали даже зачатки научного просвещения с четко определившимся уклоном в сторону мореплавания в подражание испанским и португальским школам первой фазы научной революции. Фламандцы Джемма Фризиус (Gemma Frisius, 1508 — 1555) и Герард Меркатор (1512 — 1594) показали, как нужно составлять точные навигационные карты. Непосредственно за ними следовали английские географы, первый из которых ДжонДи (John Dee) (1527 — 1608), хотя и более известный как астролог, был другом и советником многих выдающихся моряков времен королевы Елизаветы и может справедливо считаться первым английским ученым нового времени. Первым учреждением в Англии, обучавшим новой науке, был Грешем - колледж, основанный в 1579 году по завещанию сэра Томаса Грешема, одного из крупнейших лондонских купцов, финансового агента короны и основателя лондонской биржи. Он олицетворял союз между торговым капиталом и новой наукой. В отличие от Коллеж де Франс предыдущего поколения Грешем - колледж был не просто гуманистическим учреждением. Лекции здесь должны были читаться как на английском, так и на латинском языке. Из семи профессоров колледжа двоим было предписано преподавать геометрию и астрономию, а остальным поручено читать лекции по навигационным приборам «для подготовки моряков»4 - 48. Грешем - колледжу предстояло в течение свыше столетня быть научным центром Англии и служить помощником Королевского общества, первые заседания которого происходили в его стенах.
Большинство ученых данного периода считали само собой разумеющимся то, что во времена древнего классицизма и средневековья было ересью, а именно что наука должна прежде всего заниматься естественным и созданным, а ее обязанность — быть полезной. Большинство из них состояло в то или иное время на государственной службе и пыталось оправдать это занятие практическими изобретениями как в мирных, так и в военных целях. Их оригинальность и индивидуализм были только кажущимися. Большинство мыслей были необходимо связаны с одинаковыми традициями, они использовали одни и те же методы и исходили из одних и тех же проблем. По сравнению как с особенным универсализмом эпохи Возрождения, так и с систематическим исследованием природы, характерным для последовавшей за ней эпохой организованной науки, эти проблемы были немногочисленны. Основными вопросами того времени считались вопросы, связаные с действием небес, которым могла пользоваться астрономия для целей мореплавания, а также с движением метательных снарядов и машин и со сложным механизмом человеческого тела. Программа этих ученых уже не была чисто негативной, как это наблюдалось в первую фазу Возрождения; они намеревались не столько разрушить системы Аристотеля и Галена, сколько создать рабочие альтернативы. В этом стремлении они преуспели сверх всякого ожидания, хотя осуществление окончательного синтеза было уготовано веку Ньютона.







Материалы

Яндекс.Метрика