Гуманистическая революция во взглядах и идеях

Если бы Возрождение характеризовалось лишь постепенным или даже быстрым улучшением экономических условий, оно не заняло бы в мировой истории того места, которое занимает. Значение эпохи'Возрождения для науки, искусства и политики состоит в том, что это было движение мысли и притом движение революционное. С точки зрения интеллектуальной, оно представляло собой результат труда небольшого мыслящего меньшинства знающих людей и художников. Они выступили против всего уклада средневековой жизни и стремились создать новый уклад, по возможности близким к классической античности. Они хотели изучать античность не через посредство длинной цепи традиций, не через посредничество арабов и схоластов,а непосредственно — раскапывая статуи, сами читая тексты. Это означало возврат к греческим оригиналам и знакомство из первых рук с мыслью не только Платона и Аристотеля, но также Демокрита и Архимеда.
Гуманистическое движение, несомненно, началось в Италии еще в XIV веке, с Петрарки и Боккаччо. Гуманисты ценили в древних классиках скорее красоту слога и благородство чувств, чем тонкости логики. Поскольку же они были философами, они были платониками. Гуманистическому движению суждено было распространиться на Францию и Северную Европу в XVI веке с более религиозным душком. Всюду оно влекло за собой отказ от специфически феодальных идей иерархии и предполагало более светское отношение к обществу. Это предполагало не отказ от религии и даже от мистицизма, а скорее перенесение центра тяжести на более персонифицированную религию, меньше нуждавшуюся в услугах церкви. Культ индивидуального, добродетельного в старом римском смысле решительной независимости, стал идеалом4 - 27
В протестантских странах были провозглашены право частного суда и предопределенность избранных*. Здесь гуманисты, возвратившись к греческим и древнееврейским текстам и переведя их непосредственно на родные языки, должны были придать больше веса авторитету Библии. Доверие к собственному слову божию должно было заменить почитание изречений св. Петра. Все это соответствовало этической системе торгового класса, отвергавшего субординацию феодализма. Феодальное прошлое было поистине насильственно отброшено, а вместе с ним были отвергнуты архитектура (которую они, гуманисты, в насмешку называли готической), философия схоластов, созерцательная жизнь аскетов, бродяжничество странствующих монахов4 - 82. В конце концов даже сама католическая церковь была вынуждена провести известные реформы и пойти на разрыв со своим средневековым прошлым, разрыв почти столь же важный, как тот, которого требовали реформаторы. Доктрина милосердия была римским эквивалентом спасения в вере. Папство, которое в течение столетий находилось в руках терпимых гуманистов, при всей его сомнительной нравственности покровительствовало, однако, искусству и должно было стать почти столь же суровым и еще более нетерпимым, чем самые строгие протестантские сектанты.







Материалы

Яндекс.Метрика