Инженеры. Леонардо да Винчи

В эпоху Возрождения профессии мастера - художника, архитектора и инженера не различались. Мастер - художник мог получить поручение своего города или государя или вызваться сам отлить статую, построить собор, осушить болото или соорудить крепостные стены города. Мастер - ремесленник всегда должен был знать свойства материалов и способы обращения с ними. Мастер - художник эпохи Возрождения должен был знать не только всё это, но и еще многое другое: он должен был применять в своей работе геометрию и механику при сознательном подражании античности. Именно в этой области Леонардо да Винчи, каким бы первоклассным мастером - художником и естествоиспытателем он ни был, показал самые выдающиеся способности. Так, например, предлагая свои услуги миланскому герцогу, он перечисляет целый ряд военных механизмов, которые он умеет делать, и добавляет в конце: «Живописец я не хуже других». Его записные книжки показывают, как ревностно изучал он работу металлистов и инженеров и как сам он стал первым выдающимся мастером в области механики и гидравлики. Его самой смелой попыткой, хотя и обреченной на провал, была попытка создать механический летательный аппарат — шедевр исследовательской мысли инженера, сочетавшей наблюдение за полетом птиц с постройкой моделей, расчетом и настоящими испытаниями.
Изучение бесчисленного множества механических аппаратов, предложенных и обрисованных Леонардо, начиная от прокатных станов до подвижных землеройных машин, раскрывает другой аспект трагедии его гения. Он мог изобретать машины чуть ли не для любой цели и рисовать их несравненно хорошо, однако почти ни одна из них и ни одна из наиболее важных не смогла бы работать, даже если бы он сумел найти достаточно денег, чтобы их сделать. Без количественного знания статики и динамики, без использования первичного двигателя вроде паровой машины инженер эпохи Возрождения фактически не мог даже выйти за пределы, установленные традиционной практикой. Заслуга его заключается не столько в том, что он сделал для развития машин, сколько во внушении образованному миру идеи о том, что действия природы могут быть объяснены с помощью механики.
Жизнь и труды Леонардо да Винчи иллюстрируют как надежды, так и неудачи эпохи Возрождения. Живописец по образованию, он в юности своими разносторонними дарованиями приобрел покровительство влиятельных лиц в период самого блестящего расцвета итальянского искусства. Однако практика живописи не удовлетворяла его; он хотел в то же время понять определяющую природу того, что рисовал, и света, благодаря которому он видел это. Отсюда его разносторонние занятия оптикой, анатомией, изучением животных, растений и горных пород. В то же время он все больше и больше увлекался изучением значения движения и силы. Именно для того, чтобы осуществить свои идеи на практике, он поступил на службу к наиболее сильному государю своего времени, Лодовико Моро, герцогу Миланскому, однако над ним нависла тень войны, и Леонардо смог достичь здесь очень немногого. После падения Милана в 1499 году он был вынужден скитаться некоторое время с Чсзаре Борджа в его походах, затем находился на службе Флоренции и папы, скончавшись в результате изгнанником, будучи пенсионером Франциска I.
В течение всего этого времени Леонардо да Винчи стремился глубже проникнуть в определяющий смысл природы и общества. В этом ему помогло то обстоятельство, что он не имел университетского образования и, таким образом, ему не надо было переучиваться; но по той же самой причине у него не было ни систематизированного подхода, ни достаточных математических навыков для завершения развития своих идей или для того, чтобы убедить в их истинности других. Он не оставил после себя никакой школы и был скорее вдохновителем, чем руководителем.







Материалы

Яндекс.Метрика