ИСКУССТВО, ПРИРОДА И МЕДИЦИНА

Искусство эпохи Возрождения
Первой характерной чертой Возрождения было превознесение изобразительного искусства и ручного мастерства перед пассивным и абстрактным созерцанием. Правда, живопись, скульптура, архитектура и музыка процветали на всем протяжении средних веков. Они являлись посредниками при передаче многих технических приемов древнеклассических времен, в частности в области химии и металлообработки. Однако они использовались как вспомогательное средство скромными ремесленниками или монахами, состоявшими на службе церкви и, гораздо реже, на службе рыцарства.
Общественное и экономическое значение художественного мастерства (art) в эпоху Возрождения было, однако, совсем иного порядка. На искусство (art), особенно на живопись, не только расходовалось значительно больше средств, чем раньше, но и впервые за все время искусство начали ценить само по себе. Мастера - художники шли на службу к купеческим монархам повсюду, где процветало это искусство — сначала в Италии, затем в Бургундии, Фландрии и Верхней Германии. Существовала ненасытная потребность в более выразительных и броских формах, которые служили бы фоном для нового стиля жизни богачей. Вместе с тем улучшилось положение мастеровых - художников; в большинстве итальянских городов создавались студии, которые были одновременно университетами и лабораториями. Само художсстзенное мастерство, продолжая оставаться традиционным, стало сознательным и научным. Мастеровые - художники ставили перед собой новые задачи и находили повое материальное и интеллектуальное их решение. Ни в какое другое время в истории человечества изобразительное мастерство не имело такого большого влияния на развитие науки, и, вероятно, не случайно, что этот интерес к такому мастерству совпал с самым началом важнейшего преобразования в истории науки
Перспектива и способность воображения
Мастера - художники помогали упрочению науки в основном тем, что они развивали способность воображения и умения изображать перспективу, пробуждали интерес к природе и, в частности, к анатомии человеческого тела, применяли свои силы в гражданском и военном деле. Леонардо да Винчи делил свое время между всеми этими областями искусства, и хотя он был величайшим мастером, однако, он не мог бы один все это сделать.
Первым манифестом эпохи Возрождения был «Trattato della Pittura* («Трактат о живописи». — Перев.) Леона Баттиста Альберти (1404 — 1472), написанный им в 1434 году. Альберти происходил из зажиточной семьи, высланной из Флоренции по политическим мотивам. Тем не менее он не гнушался посвятить себя художественному мастерству или учиться у рабочих - ремесленников. «Он учился у всех, расспрашивая кузнецов, строителен, корабельных мастеров и даже сапожников, чтобы выведать какой - либо необычный прием или секрет знакомого им ремесла, и часто даже прикидывался невеждой, чтобы выявить искусность других». Он был одним из первых сторонников формальной перспективы, изобретенной Брунеллески в начале XV века. Главную цель живописи Альберти видел в изображении в двух измерениях фигур, имеющих три измерения. В соответствии с этим он требовал от всех художников досконального знания геометрии и прибегал к помощи оптических пособий, таких, как «камера - обскура» — для ландшафтов, и прямоугольной системы осей координат — для нанесения поля зрения. Основная метрическая концепция трехмерного пространства почти интуитивно стала в эпоху Возрождения — благодаря осуществлению этой программы такими художниками, как Мазаччо, Пьеро делла Франческа и Мантенья, — чуть ли не общепринятой.
Называя живопись наукой, Леонардо да Винчи только выражал господствовавшую в то время точку зрения. В своем трактате о живописи, опубликованном вместе с его «Paragone», он категорически утверждает:
«Наука живописи распространяется на все цвета поверхностей и на фигуры одетого ими тела, на их близость и отдаленность с соответствующими степенями уменьшения в зависимости от степеней расстояния. Эта наука — мать перспективы, т. е. (учения) о зрительных линиях».
В своем ответе тем, кто осуждал живопись как нечто полумеханическое, Леонардо да Винчи возражает, прямо противореча Платону:
«...и астрология и другие (науки) проходят через действие рук; но сначала они являются умозрительными, как и живопись, которая первоначально находится в душе своего зрителя и не может достигнуть своего совершенства без действия рук. Сначала установим научные и истинные основания живописи... каковые уразумеваются только сознанием, без работы рук. И это — та наука живописи, которая остается в сознании размышляющих о ней. От нее родится потом действие, много более достойное, чем названное выше размышление или наука».







Материалы

Яндекс.Метрика