НАУКА В ЭПОХУ ВЕРЫ

Настоящий раздел охватывает огромный период от заката классической греко - римской культуры в V веке до зари новой культуры эпохи Возрождения, опирающейся на новую экономическую систему и опытное познание. Тем не менее, с точки зрения целей этой книги, исторический процесс, происходивший в течение этих десяти столетий, имеет свое динамическое единство. На протяжении этого периода мы видим упадок, заимствование, возрождение и начало внутренних преобразований всей совокупности технических средств и убеждений, происходящих из эллинского мира. Это верно не только для Европы, но и для Азии, где, за исключением Китая, в котором все еще продолжали господствовать более древние традиции, техника и наука имели, по существу, тот же источник. Возникновение современной науки можно понять, лишь зная эллинскую картину мира, как в зеркале отражающуюся в сочинениях Платона и Аристотеля. В течение почти всего этого периода, вплоть до XV века, главной интеллектуальной задачей было возрождение этой картины и приспособление ее к новой, по существу, феодальной экономике, которая почти повсеместно заменила развалившуюся экономику рабовладельческой плутократии. Необходимо было также приспособить эту картину мира к сковывающим интеллектуальным требованиям догматической христианской религии, которая сохранилась, несмотря на развал старого мира, и ислама, в основном явившегося продуктом этого развала.
То, что такое приспособление оказалось вообще возможным и не потребовалось создания иной радикально новой картины мира, показывает, что экономика феодализма, технически и экономически более раздробленная и примитивная, чем та, на смену которой она пришла, не очень нуждалась в радикально новых формах мышления и соответственно не могла их развивать. Что было в ее власти и чем она действительно занималась, так это внедрение в производство новых технических приемов, которые, хотя и в меньших масштабах, были значительно шире распространены и ближе народу, чем приемы древне - классического периода. Как мы покажем в части V, именно эта черта жизни периода позднего средневековья и сопутствовавшие ей экономические изменения привели в XVI веке к коренным преобразованиям, которые одновременно создали и современную науку и капитализм.
Для того чтобы объяснить возникновение современной науки, нужно знать ее предшественников, кое - что о длительном и крайне темпом периоде, который постепенно подготовил ее, кое - что о том, чему она обязана культурам классических и доклассических цивилизаций, а также культуре магометанских стран, Персии, Индии и Китая. А главное нам нужно знать, как все это произошло. Что привело к возникновению новой науки в Италии XVI века? Что побудило науку расцвести пышным цветом в Англии, Франции и Голландии XVII века? Почему те же решающие шаги не были сделаны в других культурах, таких, как культуры Индии и Китая, которые, казалось, были готовы к этому в те или иные периоды их истории? Эти проблемы и некоторые попытки разрешить их и составляют главное содержание данной части. В ней вы найдете оценку факторов, способствовавших возникновению современной науки. Ниже будет показано, что важнейшими из них являются экономические тенденции, которые на протяжении позднего средневековья во все возрастающей степени поощряли технический прогресс, особенно за счет рационализации труда. Это те же самые тенденции, которые проявляются в период превращения экономической структуры феодализма в экономическую структуру капитализма. В самом деле, развитие капитализма в Европе и по времени и по месту совпадает с развитием науки. В этой части будет показано, как на ранних ступенях наука развивалась вслед за развитием зарождающегося капитализма и как постепенно она сама начала оказывать влияние на это развитие. Общий характер науки в течение всего этого периода определялся стеснявшими ее феодальными условиями, а не желанным иным общественным положением, которое еще не настало.
Рассматриваемые в части III периоды охватывают происхождение, рост, расцвет и упадок феодальной экономики в Северной Европе и странах Средиземноморья, а также параллельные, по своеобразные события в Азии, чей вклад в мировую культуру в это время был наибольшим. Эти периоды легко разделяются на две весьма неравные части. Сначала, в главе 5, рассматривается переходный период, охватывающий около 700 лет, 450 — 1150 годы, характернейшей чертой которого в Европе было сохранение остатков классической техники и науки и их дальнейшее развитие в Сирии, Египте, Персии и Китае, происходившее под прямым или косвенным влиянием эллинской культуры. Плоды этого развития были к концу данного периода восприняты мусульманской культурой, которая во время короткого, но блестящего расцвета одновременно и передавала достижения науки другим народам и служила стимулом нового прогресса науки.
Второй период, рассматриваемый в главе 6 (1150 — 1440), присущ только Европе. В области науки он начинается с воздействия мусульманского варианта эллинской науки на феодальное общество, приведшее к блестящему, но не нашедшему поддержки движению средневековой схоластики. Этот период характеризуется также медленным, но постепенно ускоряющимся движением прогресса техники и научных интересов в условиях возрастающей неустойчивости феодализма. Этот прогресс сам по себе и своим экономическим последствиям подготовил путь для следующей общественой формации — капитализма, в условиях которого, как будет показано в части IV, возникла современная наука.







Материалы

Яндекс.Метрика