МУХАММЕД (МАГОМЕТ) И ВОЗВЫШЕНИЕ ИСЛАМА

К этим факторам, оказавшим влияние на эмансипацию науки, вскоре присоединился еще один — внезапное появление и быстрое распространение новой мировой религии. Языковые, религиозные и государственные барьеры, вплоть до VII столетия ограничивавшие каждую культуру ее собственной областью, были вдруг сметены почти со всей территории античных цивилизаций от Инда до Атлантики. Возникновение ислама хотя и определялось в своих частностях характером Мухаммеда, отнюдь не являлось ни необъяснимым, ни даже совершенно исключительным явлением. Упадок могущества Римской империи не задел ее престижа, который надолго пережил ее; не поколебал он также и авторитета народной христианской религии, постепенно восторжествовавшей в империи и оказавшей значительно большее влияние по сравнению с влиянием собственно церкви и ее вероучения. Тем не менее в отличие от Северной Европы, не знавшей иной культуры и испытывавшей на себе более мягкое правление римлян, народы, жившие на восточных окраинах империи, сопротивлялись принятию христианства, которое в их глазах отождествлялось с чужеземным, враждебным или угнетающим правительством. В то же время ни официально принятое в Персии в качестве государственной религии учение Зороастры, ни туземные боги арабских и африканских племен не могли соперничать с логически стройным и эмоциональным учением христианства. Была подготовлена почва для образования новых синтетических пророческих религий, опирающихся на народ и включающих те элементы христианства, которые могли быть легко восприняты без подчинения христианской церкви или принятия ее доктрины.
Первая из этих попыток, предпринятая в III веке Мани, имела длительный, хотя и ограниченный успех. Мани объявил себя третьим и последним пророком после Зороастры и Христа, проповедуя, что на него возложена миссия вечного спасения предопределенных избранников и утешения в этой жизни служивших им верующих. Около 276 года Мани погиб смертью мученика, а его последователи в Персии подвергались преследованиям; однако их влияние распространилось на Востоке до границ Китая, а на Западе — до Прованса. Некоторые положения их учения, в частности вера в предопределение, проникнув в христианство благодаря блаженному Августину, самому выдающемуся последователю манихейства, были впоследствии восприняты кальвинизмом.
Миссия Мухаммеда, зародившись среди сильных и стремящихся к экспансии арабских племен, которым противостояли ослабленные и распадавшиеся Византийская и Персидская империи в период между 622 и 632 годами, имела большие шансы на успех. С нею вряд ли мог справиться одиночка. Мухаммед упразднил прежних племенных богов и на их место поставил единого бога Аллаха. Ислам обращался ко всем людям как к братьям. Он отличался простыми, но строгими обрядами для каждого мусульманина и теологией, сведенной к чистому монотеизму, и это давало уверенность в достижении верующим действительного рая. Все это получало свое выражение в поэтической книге. Коране, который служил не только источником вдохновения, но и кодексом обрядов, морали и законов. Коран властвовал тогда и властвует поныне над чувствами бедняков и богачей.
В мусульманской религии нет ни церквей, ни священнослужителей. Нужно было лишь место сбора — мечеть (Musjid - Mosque) для общих молитв и чтецов корана — имамов, которые были одновременно и проповедниками и истолкователями законов. Ислам с самого начала был писаной религией. До сих пор Коран является священной книгой всех мусульман. Халиф был почитаемым наследником пророка, а вначале также и светским правителем. Однако сила этой религии заключалась не во власти, а в широко разветвленном сообществе правоверных. Политическая эволюция этого религиозного царства с самого начала воспроизводила эволюцию прежнего богатого и утопающего в роскоши римского или византийского двора, который раздирался интригами и все больше и больше попадал в зависимость от претсрианской гвардии, состоявшей из иностранных, обычно турецких, рабов. Это привело в течение двух ближайших столетий к распаду мира ислама на все большее и большее количество феодальных княжеств, которые становились легкой добычей кочевников с огромных равнин и даже плохо организованных, но воинственных крестоносцев. Но, с другой стороны, религия ислама пустила глубокие корни в народе и потому сохранилась, несмотря ни на плохое управление, ни на завоевания. Как и христианство на Севере, ислам обратил в свою веру завоевателей и распространился на значительной части Азии и Африки, где он сохранил в целости культуру хотя и не прогрессивную, но тем не менее устоявшую до нашего времени.
Возвышение ислама было внезапным. В течение пяти лет после смерти Мухаммеда в 632 году армии его последователей нанесли решающее поражение войскам как византийцев, так и персов. После этого на протяжении многих лет не было силы, способной противостоять им. К VIII веку они расширили сферу своих завоеваний от Средней Азии до Испании. В их руках находились римские владения в Африке и Азии, за исключением Малой Азии, а также вся персидская держава, простиравшаяся на огромных территориях, захватившая Среднюю Азию вплоть до Индии. С этого времени на большей части огромного пространства установилась общая культура, религия и литературный язык. В течение нескольких веков существовали общее управление и свободная торговля. Даже долгое время после этого религия и паломничество обеспечивали ученым и поэтам право свободного прохода из Марокко в Китай.
Возрождение у арабов
Быстрый успех движения ислама послужил серьезным стимулом развития культуры и науки. Арабам не была чужда цивилизация. У них были свои города, и они выполняли важную функцию в организации торговли, которую раньше вела Римская империя на Востоке. Легкость, с какой арабы покоряли государства, показала, что вся их деятельность сводилась к заимствованию городской цивилизации Средиземноморского бассейна с действительного согласия жителей. К этому времени немногие из жителей изъявляли свою готовность сражаться за правительство империи, которое то и дело облагало их тяжелыми налогами для содержания государственного аппарата, становившегося все менее действенным. То обстоятельство, что христианство теперь было официальной религией, больше препятствовало, чем способствовало сопротивлению населения в азиатских и африканских провинциях империи. Основную массу населения составляли еретики, которые подвергались меньшим преследованиям со стороны арабского халифата, чем христианского императора.
Обеспечив получение доходов с магнатов и сановников, арабы вовсе не были склонны вмешиваться во внутренние дела. Вся административная деятельность Омейядского халифата в Дамаске осуществлялась греческими чиновниками на греческом языке. Следовательно, не существовало особой экономической системы, присущей только исламу. Это было городское хозяйство позднеклассического периода с военным управлением, предназначенным исключительно для арабов. Впоследствии это управление, как и в Риме, переходило в руки любого удачливого авантюриста. Отсутствие притока рабов не уничтожило рабства, а их стали использовать лишь на домашних работах. Там, где рабы использовались большими партиями, происходили массовые восстания. Восстание под руководством негра Заньиса с серных рудников, расположенных в Персидском заливе, оказалось таким же грозным, как для своего времени восстание Спартака в Риме. Землю обрабатывали райи, которые были обложены тяжелыми налогами и по своему положению почти не отличались от рабов. Они также довольно часто поднимали восстания. Одно из таких восстаний, начатое под руководством коммуниста Кармацианса, продолжалось свыше ста лет.
По мере оживления торговли возросла роль купцов, которые приобрели большее значение, чем в позднеклассическую эпоху. В самом деле, сплоченность мусульманских стран в значительной степени содействовала развитию торговли, приведя к восстановлению области, которая была потеряна в тревогах последних лет существования Римской империи, и к одновременному расширению и децентрализации ее. На всей огромной территории, завоеванной мусульманами, от Кордовы до Бухары, не было ни одного подобного Риму центра, к которому тяготела бы экономика новообразованной империи. Мекка всегда была лишь религиозным, а не политическим, экономическим или культурным центром. Вместо централизации новый уклад жизни развивался не только в таких древних городах, как Александрия, Антнохия или Дамаск, но и в других местах, где по этому образцу возникали новые феодальные города, в частности великие новые столицы Каир, Багдад и Кордова. Все эти города имели между собой постоянную связь, и различные товары создавали основу как для торговли, так и для технических усовершенствований.
Кроме того, мусульманские города не изолировались от остальных городов восточного мира, как это было с городами Римской империи. Ислам стал средоточием азиатского и европейского знания. Вследствие этого здесь влился в общий поток ряд новых изобретений, совершенно неизвестных и недоступных греческой и римской технологии. К ним относились изделия из стали, шелк, бумага, фарфор. В свою очередь это создавало основу для дальнейших успехов, побудивших Запад к великой революции в науке и технике XVII и XVIII веков.







Материалы

Яндекс.Метрика