ЭПОХА ВЕРЫ

Условия феодального производства свели спрос на использование науки до минимума. Спрос этот не возрастал до тех пор, пока во время позднего средневековья торговля и мореплавание не создали новых потребностей. Духовные усилия были в основном направлены на обслуживание совершенно новой черты цивилизации — организованных религиозных вероисповеданий.
В первых веках н. э. не только христианство появилось как организованное религиозное вероисповедание, имеющее господствующую политическую и социальную власть. Это было всемирным явлением, весьма сходным в совершенно различных районах, что свидетельствует о наличии _потребности в таких верованиях и о возможности их развития. Между III и VII веками н. э. мы видим рост могущества и влияния христианства, магометанства, а также буддизма в Китае и Юго - Восточной Азии. Правда, буддизм в Индии и зороастризм в Персии были основаны как религии около семи столетий до этого времени, но именно в данный период определились их доктрины и организовалось их духовенство. Именно в этот период даже самая неорганизованная и столь многогранная религия, как индуизм, сменившая в Индии буддизм, вновь упрочилась и привела в систему свои священные книги.
Может показаться, будто тогда впервые в истории человечества появилась потребность в религиях, основанных на твердой системе верований со всеми средствами их поддержания. Ключ к объяснению этого дают нам некоторые отличительные особенности организованных религий, которые в той или иной степени обнаруживаются во всех или почти во всех религиях. Для этих религий характерна иерархия, регламентация обрядов и, как критерий и объединяющее начало, — догма, включающая веру в такое устройство вселенной, которое описывается в священных книгах. К тому же есть второстепенные черты организованных религий, которые более разнообразны: появление религиозных фанатиков — либо одиночек, вроде отшельников, странников, йогинов, либо организованных, вроде монахов, лам или дервишей; они юродствуют, нищенствуют, проповедуют или от случая к случаю работают. Некоторые из этих черт возникли гораздо раньше самих организованных религий и действительно обнаруживаются в наиболее примитивных обществах, но в условиях развитой городской жизни они приобрели новые особенности. Отшельничество и монашество представляют религиозную сторону бегства от угнетающих греховных городов в период их упадка, а светская сторона этого явления — это изымаиие богатств из городов и перемещение их в монастырских поместьях, чтобы обойти имперских сборщиков налогов3 - 1а.
Главной чертой новых организованных религий является социальная целостность церкви и догмы, которая ее определяет и ею навязывается. Эта целостность заключается в общих обрядах и общих философских убеждениях. Тот факт, что все эти религии, по выражению Магомета, являются «нациями книги», показывает, что они предполагают известную степень грамотности среди якобы ограниченных классов. А то обстоятельство, что обряды и церемонии церкви распространяются на всех людей, показывает в то же время стремление духовенства обеспечить всемирное, или всеобщее (catholic), согласие. Действительно, новые религии, выйдя из стадии революционного формирования, по существу превратились в стабилизирующие организации. Они стремились — иногда неосознанно, а иногда и сознательно — сделать приемлемым данный общественный строй, показывая, что он является неотъемлемой частью неизменной вселенной. В то же время введение богов, мифов и видений загробной жизни отвлекает внимание и обеспечивает воздаяние на небесах за несправедливости этого мира.







Материалы

Яндекс.Метрика