НАСЛЕДСТВО КЛАССИЧЕСКОГО МИРА

В этой книге рассматривается вопрос о влиянии науки на историю и, в частности, о влиянии естественных наук классического мира на жизнь того времени и последующих эпох. Эта глава призвана выявить кое - что из того, какую роль играла наука в жизни греческого города и как она воздействовала на нее. Мы склонны настолько преувеличивать интеллектуальные и художественные достижения греков, что трудно даже осознать, что их знания и искусство гораздо больше влияли на внешнюю сторону, чем на практические и материальные факторы жизни. Красоты греческих городов, храмов, статуй и ваз, совершенство их логики, математики и философии скрывают от нас тот факт, что образ жизни большинства населения цивилизованных стран к моменту падения Римской империи в основном был таким же, что и 2000 лет назад, в период гибели древней цивилизации бронзового века. Сельское хозяйство, продовольствие, одежда, дома не были заметно усовершенствованы. Исключая небольшое улучшение в технике сооружения оросительной сети и дорог, введения новых стилей в монументальной архитектуре и планировании городов, греческая наука находила небольшое применение. Это неудивительно, ибо наука развивалась богатыми гражданами в первую очередь не для целей практического ее применения, которые они презирали, и, во - вторых, даже при наилучших в мире намерениях созданная ими наука была слишком ограничена и качественна, чтобы иметь широкое практическое применение. Греческая математика, изысканная, пользующаяся исчерпывающим методом, могла применяться лишь для немногих практических целей из - за отсутствия как экспериментальной физики, так и точной механики. Основным плодом величественной греческой астрономии, не считая астрологических предсказаний, был хороший календарь и несколько маловажных карт. Великая колыбель практической астрономии — искусство мореплавания — из - за отсутствия судов и нежелания плавать по неизведанному океану почти не развивалась.
Другие науки были едва ли чем - то большим, чем довольно хорошо систематизированными каталогами общих наблюдений кузнецов, поваров, земледельцев, рыбаков и врачей, такими как «Естественнаяистория» Плиния. Там, куда вторгалась наука, она порождала наивные или мистические теории, в основе которых лежали элементы природы или тела, путавшие и извращавшие познание природы. Результаты существования общественных наук греков были более непосредственными, хотя иногда в силу того, что они были связаны с условиями существования определенного города - государства, при изменении этих условий становились неприменимыми. Техника в противоположность науке сохранилась в лучшем виде и меньше потеряла. Действительно, за исключением тех областей, где техника была связана с работами большого масштаба, подобно сооружению дорог и акведуков, она дошла до нас, по существу, без изменений, хотя, по крайней мере на Западе, ее выразительные средства ухудшились и упростились.
Не все возможности классической культуры могли быть реализованы в рамках породившей ее цивилизации. При каждом изменении обстановки на пути развития науки ставились те или иные социальные и экономические ограничения, характерные, как мы уже видели, для рабовладельческой плутократии. Действительный вклад в развитие цивилизации греческая наука сделала позже, хотя он мог быть сделан лишь постольку, поскольку могли сохраняться и передаваться зачаточные элементы классической культуры. К счастью, хотя классическая цивилизация была не в состоянии спастись, она обладала достаточным авторитетом для того, чтобы навсегда уберечься от забвенья по меньшей мере некоторых своих достижений, и они впоследствии стали основой дальнейшего роста науки.
То, что произошло в период эллинистической и Римской империй, можно назвать великим распространением цивилизаций от берегов Атлантического океана до Гиндукуша. Престиж, который был порожден распространением власти и культуры этих империй, пережил их политическое могущество. Он служил, даже после того, как его первоначальный импульс иссяк, распространению на гораздо большей территории идей, методов, архитектурных стилей и техники эллинистической эпохи. На Востоке, в Центральной Азии, в Китае и Индии — повсюду чувствовалось влияние этого стиля, которое смешивалось с влиянием древних местных культур; на Западе престиж утраченного знания помог привить культуру европейским варварам.
В действительности наиболее важным наследием классического периода была, возможно, сама идея естественных наук. Существует устойчивое мнение о том, что, как гласят легенды, люди античного мира путем глубокого изучения собрали знания о природе, что дало им возможность установить господство над ней. Александр, обученный Аристотелем, имел - де подводную лодку и мог летать по воздуху в карете, в которую был впряжен орел. Что касается действительных элементов классической культуры, науки, особенно астрономии и математики, то фактически доказано, что они пережили свою эпоху. Даже если бы эти науки нужны были только для астрономических предсказаний, то и тогда в силу того, что они были необходимы для составления карты планет, их бы передавали по наследству и использовали на практике. Многое из других наук сохранилось в книгах и потом появлялось то у арабов, то у гуманистов эпохи Возрождения. Мы никогда не узнаем о том, какое количество их было непоправимо утрачено, но до нас их дошло достаточное количество, чтобы направлять и будить мысль и практику более поздних веков. Действительно, за последние 500 лет было так много выявлено и воспроизведено, что мы эффективно включили достижений классического мира в нашу собственную цивилизацию, причем наиболее сознательно и плодотворно — в области техники и науки.







Материалы

Яндекс.Метрика