СХОЛАСТЫ И УНИВЕРСИТЕТЫ

Возрождение западного христианства, начавшееся в X веке, требовало более широкой интеллектуальной основы, чем та, которая обусловливалась крохами, спасенными из классического учения, даже в тех случаях, когда они передавались такими способными мыслителями, как Беда и Эригена. Необходимо было обучить духовенство мыслить и писать: духовные и светские притязания церкви следовало доказать и отстоять. Сначала эта потребность была удовлетворена учреждением соборных школ, например в Шартре и Реймсе. К XII веку они выросли настолько, что смогли стать университетами с твердыми курсами обучения семи свободным искусствам, философии и, что наиболее важно, теологии. Основание или скорее признание первого и наиболее известного из них, Парижского университета, относится к 1160 году. Идея университета — studium generale (общее обучение. — Перев.), где все предметы могли изучаться вместе, была не совсем новой. В античные времена действовали школы в Афинах и Александрийский мусейон (музей); мусульмане в течение ряда веков уже имели свои школы при мечетях — медресе, в которых наряду с религией изучалась философия, и уже с XI века существовала медицинская школа вСалерно. Хотя новые средневековые университеты были скопированы со всех этих школ, их обучение носило более общий и систематический характер, и они рано заняли в мире христианства особое место как хранилища знания. Болонский университет был основан почти в одно время, если не раньше, с Парижским; Оксфордский, практически как филиал Парижского, — в 1167 году; Кембриджский — в 1209 году. Затем были основаны университеты в Падуе — в 1222 году, Неаполе — в 1224, Саламанке — в 1227, Праге — в 1347, Кракове — в 1364, Вене — в 1367 и Сент - Эндрьюсе — в 1410 году.
С самого их основания и до сравнительно недавнего времени университеты были главным образом учреждениями по подготовке духовенства. Эта направленность не имела особого значения в такое время, когда духовенство монополизировало все профессии, требовавшие образования, и отвечало за tee управление. Было важно, следовательно, чтобы духовенство было вообще образовано, и в частности, как - то усвоило идеи классического мира. Обучение велось с помощью лекций и диспутов, так как книги были редкостью. Таким же оставался метод обучения, когда были дополнительно созданы медицинские факультеты. Курс обучения составлялся на основе семи свободных искусств - чрезмерно упрощенного конспекта классического учения. Первые три «тривиальных» предмета — грамматика, риторика и логика (точнее диалектика. — Ред.) — имели целью научить студента толково говорить и писать, конечно, по - латыни. Затем следовал «quadrivium» из арифметики, геометрии, астрономии и музыки. Только после этого можно было перейти к изучению философии и теологии. Важно отметить, что основное обучение было не только светским, но и научным; в этом оно было построено по мусульманскому образцу. Право и медицина преподносилась на других факультетах, но ни история, ни литература не нашли себе места в университетах. Именно это упущение должно было вызвать в эпоху Возрождения реакцию гуманистов против всей схоластической системы.
Практически научного в этом обучении давалось очень мало3 - 2. Арифметика представляла собой подсчет, геометрия — первые три книги Эвклида; астрономия едва ушла чуть дальше составления календаря и того, как вычислить дату пасхи; физика и музыка были весьма далеки от жизни и теоретичны. С миром природы или практическими ремеслами контакт был весьма невелик, так же как и интерес к нему, но, по крайней мере, любовь к знанию и интерес к спору поощрялись. В период позднего средневековья университеты, за такими небольшими исключениями, как Падуанский университет, стали стражами установившихся знаний и препятствиями на пути любого культурного прогресса, но в первое время своего существования они были центром интеллектуальной жизни Европы.







Материалы

Яндекс.Метрика