ЦЕРКОВЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Экономическим базисом общества на протяжении всего средневековья была феодальная система, а церковь освящала его интеллектуальное и административное выражение. Именно единство и порядок церкви нейтрализовали анархические тенденции дворян и обеспечили для всего христианского мира общую основу для власти. Хотя в отдельных спорных вопросах часто возникали конфликты из - за власти между императором и папой, королем и епископом, каждая из сторон признавала необходимость другой для существования общества. Церковь не выступала против феодальной системы, будучи важной составной частью ее, и в самом деле, как должна была показать Реформация, одна не могла быть изменена без изменения этой системы.
В переходный период перед X веком церковь на Западе была больше всего озабочена одним только тем, чтобы сохранить достигнутый ею уровень культуры. В ней объединились силы древней цивилизации против следовавших одно за другим нашествий варваров, готов, вандалов, франков, саксов, лангобардов, которые, по мере того как они появлялись в пределах Римской империи, должны были быть обращены в христианство. Позднее усилия по обращению в христианство были распространены дальше, на древних скандинавов и венгров. Во всех случаях церковь устанавливала свое господство в первую очередь как наследник величия империи, взывая к честолюбию варварских вождей и легковерию и любви к чуду их домочадцев. В этом процессе церковь сама неизбежно повергалась в состояние варварства; хотя она и держалась эффективной обрядности религии, ритуалов, облачений, реликвий и чудес, она утеряла значительную часть своего прежнего интеллектуального содержания. Если что и было спасено, так это усилиями ранних миссий, посланных в далекие Ирландию и Нортумбрию, где такие монахи, как Беда Достопочтенный (673 — 735) и Эригена (ок. 800 — ок. 877), сохранили кое - что из классической учености и философии.
Первым общим движением интеллектуального возрождения было движение Карла Великого, который, хотя сам и был неграмотным, ввел в IX веке дворцовые школы; но это движение было задержано новыми вторжениями скандинавов, венгров и сарацинов. Только в X веке одновременно с монашеской реформой, начавшейся в Клюни в Бургундии, церковь начала серьезно создавать организацию, которая могла бы контролировать жизнь и мысли всего христианского мира от короля до крепостного. Эта организация была сама феодальной и, по сути дела, вдвойне такой, так как не только вся иерархия светских церковников — папы, архиепископы, епископы, священники — были феодальными землевладельцами, но и черное духовенство — монахи — фактически на свой собственный страх и риск возделывали землю в своих аббатствах и явились авангардом феодальной экспансии.
На протяжении всего периода раннего средневековья, по крайней мере вплоть до начала XIII века, церковь даже в Италии практически имела в лице своих священников и монахов монополию на ученость и даже на грамотность. Феодальное управление осуществлялось церковью, о чем сегодня свидетельствует слово «clerk». Эта монополия должна была придать средневековой мысли какую - то степень единства, но в то же время серьезно ограничить ее размах. Ни греческая, ни мусульманская мысль не были столь ограничены одним классом людей.
Проповедуемые средневековой церковью взгляды по отношению к мирским делам проявились в мрачные дни упадка Римской империи. Согласно этим взглядам, жизнь в этом мире — простое приготовление к вечной жизни в аду или на небесах; от этих взглядов по мере явного улучшения условий жизни постепенно отказывались, но они сохранились вплоть до эпохи Возрождения. На практике, однако, церковь проявляла острый интерес к делам этого мира и принимала самое активное участие в поддержании феодального порядка.







Материалы

Яндекс.Метрика