ДОГМА И НАУКА

Торжество христианства имело своим следствием то. что с IV века на Западе и до появления ислама на Востоке вся интеллектуальная жизнь, включая науку, неизбежно была подчинена христианской догме и все больше и больше замыкалась в кругу духовенства. Между IV и VII веками история мысли на территории гибнущей Римской империи есть история христианской мысли.
Во времена раннего христианства представление о науке и знании ассоциировалось с ненавистными языческими высшими классами, и на них смотрели с подозрением. Но такое отношение к ним продолжалось недолго. Человеческая миссия Иисуса едва ли могла удовлетворить церковь, раз последняя претендовала на господство в области культуры. Как доказывает откровение св. Иоанна с его культом божественного слова платонизм мистического логоса уже оказывал воздействие на самые основы христианского вероучения; и действительно, в более слабой форме это видно уже из послания св. Павла.
Ортодоксия и ересь
Отцы церкви, в особенности Ориген (ок. 185 — 253), школьный товарищ Плотина, основателя неоплатонизма, приступили к введению наиболее полезных положений античной философии в христианские догмы. Многое бессознательно было воспринято уже раньше. Тем не менее задача была довольно трудной, отчасти из - за весьма противоречивой философии, лежащей в основе Ветхого завета. Эго неизбежно привело к дискуссиям, в которых каждая сторона претендовала на ортодоксальность и обвиняла другую в ереси. Великие споры и ереси IV и V веков, как - то: арианство, несторианство и ересь монофизитов, расколовшие восточное христианство, происходили в большинстве своем из - за расхождения в истолковании неоплатонических идей о природе души и ее отношении к тленному и нетленному.
Эти споры номинально разрешались на епископских соборах,представлявших основную форму демократии в церкви, но обычно решения выносились в пользу стороны, которая смогла добиться поддержки императора. Великая арианская ересь IV века о природе божества была разрешена именно таким образом на Ннкейском соборе в 325 году. На нем Афанасий установил свой непримиримый догмат о единосущности Троицы. Тем не менее эта победа над противниками догмата не была еще решительной и полной, сторонники догмы окончательно восторжествовали лишь через два столетия, когда Юстиниан нанес поражение принявшим арианство германским племенам.
К V веку св. Августином (354 — 430) был выработан компромисс между верой и философией. Августин добился нечто вроде слияния библейской традиции и платонизма с сильным налетом предопределения, усвоенного из знакомого ему манихейства, которое отныне определило дух и направление христианского учения и особенно позднейшего пуританизма. Оно включало основную идею Зороастра о космическом конфликте между добром и злом (Ормузд и Ариман) с сопутствующими ему представлениями о дьяволе и аде. Компромисс Августина просуществовал недолго; ересь следовала за ересью, и все средневековье прошло под знаком борьбы с ними, пока не восторжествовала реформация.
Все философии, на которых основывалась теология, несмотря на спорность их положений, могли быть легко усвоены мистической религией, а опытные науки для этого были не пригодны. Во - первых, они были просто не нужны для спасения души, во - вторых, будучи зависимыми от чувств, они уже одним этим фактом умаляли ценность откровения. Преодоление такого отношения к науке потребовало много столетий и было достигнуто при экономических и социальных условиях, сильно отличающихся от тех, которые существовали во времена упадка Римской империи.
Во всех этих дискуссиях по вопросам веры естествознание приносилось в жертву. Классическая философия, особенно на закате своего существования, была довольно нелепой. Ветхий и Новый заветы никогда не предназначались для объяснения природы. Они содержат мифическое и философское истолкование событий всех времен, начиная с самого древнего Вавилонского царства, и потому им присуща внутренняя противоречивость. Попытка согласовать философию со священным писанием является бессмысленной и роковым образом сказывается на непредубежденном понимании природы. Вера и разум не могут быть примирены без того, чтобы не истолковать аллегорически одно и не_исказить другое, в любом случае обескураживая честного мыслителя,
В наше время принято восхвалять церковь за то, что она сохранила для нас античную науку. Как будет показано ниже, наука выжила скорее всего благодаря своим успехам в обращении с реальным миром в тех вопросах, где вера терпела неудачу. Она сохранилась вопреки, а не благодаря многовековым усилиям подчинить ее отжившим и противоречивым верованиям. Как мы увидим, во всех случаях, вплоть до дискуссии по поводу эволюционной теории Дарвина, решение той или иной проблемы задерживалось на долгие годы из - за того, что выводы нельзя было примирить с книгой «Бытия». Утверждая это, мы ни в коем случае не собираемся порицать церковь или священнослужителей, которые в свое время руководствовались благими намерениями в соответствии со своими воззрениями, но осуждаем только тех, которые в наши дни должны были бы иметь большие познания. Если вплоть до эпохи Возрождения прогресс науки в христианском, мире был слишком медленным, то причиной этого в основном была не церковь, а экономические условия, которые надолго сделали ее врагом просвещения. В условиях феодализма быстрее наука прогрессировать не могла.







Материалы

Яндекс.Метрика