Общественные работы и торговля

Тем не менее существующее знание могло применяться в течение нескольких столетий более экстенсивно и в более широком, чем когда - либо раньше, масштабе. Можно было предпринимать не только гигантские общественные работы, такие, как сооружение дорог, портов, акведуков, бань, театров, но также развивать и неограниченную торговлю, ибо имелась возможность для свободного обмена продуктами, привозимыми из всех частей империи. В некоторых случаях, как, например, в производстве гончарных изделий, это привело к созданию практически фабричного производства стандартизированных товаров. Однако при наличии имеющегося в избытке рабского труда, в условиях, когда рынок все еще был ограничен покупательной способностью одних зажиточных классов, владелец производства не имел стимула предпринять следующий шаг — ввести машины, и поэтому тогда не могли сложиться условия для развития промышленной революции.
Архитектура
Римская техника внесла два характерных для нее вклада в развитие архитектуры и сельского хозяйства. Строительство акведуков, амфитеатров и больших базилик породило арку и арочный свод, строительство которых стало возможным в результате использования имевшегося в изобилии обожженного кирпича и бетона, изготовленного из извести и вулканического пепла. В римской архитектуре, несмотря на ее значительную выразительность, гораздо меньше проявляются возможности использования арки и свода, чем это имеет место в готических сооружениях средневековья. И только на самых последних ступенях развития римской архитектуры, в Константинополе, из персидских образцов развились действительно искусные, с легкими орнаментными узорами сооружения, поддерживающие купол.
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство едва ли могло стать наукой до тех пор, пока не было получено гораздо больше биологических знаний, чем могло быть известно людям античной эпохи. Да оно и сейчас едва ли является наукой. Римские труды по сельскому хозяйству, наиболее изестными из которых являются «Георгики» поэта Вергилия, необходимо ограничены описанием практики крестьян, а также несколькими мрачными воспоминаниями об управлении имением, где применялся рабский труд. Эти произведения все же интересны тем, что показывают, в частности, какие технические приемы практиковались в деле выращивания овощей и фруктов, из чего явствует, что большая часть современных технических приемов была уже тогда хорошо известна. С другой стороны, отсутствие подходящей конской упряжи и соответствующих плугов ограничивало возможности обработки земли.
Управление и право
Большим положительным вкладом римлян в развитие культуры, который можно обнаружить в любой книге по истории, является создание системы права. В тот период римское право являлось не чем иным, как научной попыткой гарантировать правильные взаимоотношения между людьми; оно было откровенно призвано охранять собственность тех, кому посчастливилось ее приобрести. Как впервые обнаружил Вико, в нем содержатся следы трех последовательно отложившихся наслоений истории культуры. Во - первых, в нем содержится старый родовой обычай, унаследованный из матриархальной стадии развития общества, превратившийся в наиболее суровый обычай в патриархальную стадию под влиянием монополизации движимой собственности в виде крупного рогатого скота (pecunia). Это и есть знаменитая римская семейная система права, согласно которой глава семьи деспотически управлял своей женой, детьми и famili, то есть рабами. Затем появляются следы городского и коммерческого права — результат длительных экономических и политических боев Римской республики — с его упором на денежные отношения и уплату долга. Последнее является следствием имперского управления наряду с признанием прерогатив правителя. В своей окончательно сложившейся форме, на самом последнем этапе существования империи, при правлении Юстиниана в VI веке, в римской системе права обнаруживается влияние строгой философии стоиков, которая, подобно конфуцианству в Китае, стала второй натурой римских чиновников. Многое в истории общества можно изучить на основании римского права, по его вклад в науку ограничивается лишь концепцией о всеобщем естественном праве. По существу, не применимое к совершенно отличной экономике феодального периода, оно было вновь возрождено в духе величия империи в эпоху Возрождения в качестве основного свода законов капитализма.







Материалы

Яндекс.Метрика