Мистицизм и организованная религия

С исчезновением естественных наук мысль не остановилась в своем развитии; она просто снова обратилась к мистицизму и религии. Хотя такая чувственная тяга в мистицизму является выражением желания освободиться от этого безнравственного мира, она имеет тщательно разработанную философско - интеллектуальную основу, заимствованную из учения Платона времен упадка демократического города - государства. Последующие школы, в частности стоики и неоплатоники, развили мистическую сторону идеализма Платона и опустили его математический аспект, исключая каббалистическую цифрологию, представленную в изобилии в виде магических квадратов и мистических чисел. Начиная с I века и далее философский мистицизм слился с мистицизмом спасительных религий, из которых христианство было наиболее преуспевающим. Их общая интеллектуальная особенность заключалась в том, чтобы полагаться на вдохновение и откровение в качестве высшего источника истины по сравнению с чувствами и даже разумом, как выразил это Тертуллиан: «Я верю, потому что это абсурдно».
Возникновение этих религий само по себе симптоматично для безнадежного положения рабов и даже граждан перед лицом системы, которая принижала их и от которой, казалось, невозможно было избавиться. Они могли выбирать между почти революционными обличениями этой системы, подобными тем, которые мы находим в Апокалипсисе, вызывающими сопротивление официальному богослужению, и отходом от активной жизни, чтобы не поддаться влиянию зла этого мира. Для религиозного человека все зло этого мира заключалось не только в идолопоклонстве, но также во всем том, что уходило с ненавистным государством высших классов, которое было отвратительно; роскошь, искусство, философия и наука считались вехами на пути в ад. Августин и Амброзии, перейдя от безнравственной учености к святой бессмыслице, были в такой же степени участниками этого движения, в какой была и возглавляемая монахами шайка, закидавшая камнями Гипатию — одного из последних греческих математиков. Только после полного разрушения старого классического мира, как это было на Западе, или же приспособления его к новым условиям, как это было на Востоке, церковь лишь постепенно и с большой неохотой могла разрешить существование ограниченной светской науки. О том, как это произошло, будет рассказано в следующих главах, где мы проследим возникновение новых цивилизаций, появившихся в результате упадка классического мира. В них также будет дан обзор христианства, которое хотя и возникло из классической цивилизации, нобыло.темне менее, продуктом народного протеста против всего того, что полностью принадлежало следующей ступени развития общества и олицетворяло ее. Несмотря на то, что христианство враждебно относилось к классической культуре, было бы абсурдным обвинять его в упадке и гибели этой культуры. Христианство явилось скорее симптомом, нежели причиной ее гибели. Мистицизм, абсурдность, беспорядочность и упадок, характерные для последнего периода классической эпохи, были продуктами социального и экономического распада плутократического рабовладельческого государства. С точки зрения Аристотеля, оно погрязло в коррупции, китайцы сказали бы: оно использовало все полномочия,данные ему небесами. Хотя правление номинально римских императоров в Константинополе продолжалось еще тысячу лет, эта империя относится уже к новой эпохе.
Варвары
Последние фазы распада классической цивилизации приняли различные формы: одни в более древних цивилизациях, эллинизированных районах востока Римской империи, другие — на сравнительно недавно завоеванном римлянами западе, где городская жизнь была чужеродной, а сельскую местность в основном населяли язычники. Восток ассимилировал варваров. Жизнь в городах там никогда не прекращалась и с трудом укладывалась в рамки установлений мусульманских халифов или византийских императоров скорее греческих, чем римских. Новая структура государства не походила на старую, но торговли, культура и система обучения сохранились и на время пережили блестящее возрождение.
На Западе происходило нечто похожее на общую экономическую разруху, которой воспользовались варвары - завоеватели. Не варвары породили этот экономический упадок. Задолго до завоевания империи варвары попали туда, сначала в качестве наемных солдат, рабов и крепостных, главным образом для того, чтобы восполнить недостаток в рабочей силе, который уже создала чудовищная эксплуатация римских землевладельцев и сборщиков налогов. Далее, римская техника слабо развивалась в области практического применения ее для производства продуктов питания в трудно доступных, поросших лесом землях на севере и западе. Нет сомнения в том, что сами варвары обладали более совершенной техникой для обработки земли, нежели римляне, которые их вытеснили. Они, по крайней мере, умели обрабатывать плодородные и трудные для обработки почвы Западной Европы, которыми римляне пренебрегали. В Англии, например, имения римляи занимали лишь часть земли, заселенной и успешно обрабатываемой языческими племенами саксов.
Утрата организации и техники
В результате вторжения варваров в Западную Европу были утрачены все достижения культуры, которые зависели от широкой материальной организации. Мосты, дороги, акведуки, оросительные каналы — все это пришло в упадок и в основном исчезло. Такое же воздействие это вторжение оказало на распределение стандартизированных товаров, таких, как гончарные изделия, на нескольких центральных предприятий. Единственная точная техника, которой суждено было выжить и процветать, была техника производства мелких изделий точной работы по металлу для изготовления украшений и оружия. С исчезновением образованного класса богатых люден и зависящих от них жителей города мало что сохранилось от философских традиций и почти ничего — от науки. Ученые позднего классического периода искали убежища в лоне церкви, подобно Григорию из Тавра и Паулину из Нолы, или становились чиновниками при королях варваров, подобно Боэцию, или же удалялись в свои поместья, подобно Аусонию (ок. 310 — 395 годов н. э.). Тем не менее в Европе сохранилось значительное количество достижений классической культуры, что создало возможности для ее возрождения без большинства ограничений времен империи. В Венеции, Солерно и в далекой Ирландии имелись источники, из которых возникла свежая и самобытная средневековая культура, слившаяся в XII веке с основным потоком ее развития, который прошел через мусульманский мир.







Материалы

Яндекс.Метрика