Возникновение научной химии

Однако именно в области химии мусульманские врачи, парфюмеры и металлурги внесли свои величайший вклад в общий прогресс науки. Своим успехом в этой области они обязаны главным образом тому, что в значительной степени были свободны от классовых предрассудков, которые побуждали образованных греков сторониться ремесла. Их научные трактаты свидетельствуют о непосредственном знакомстве с техникой лабораторных исследований при обращении с лекарствами, солями и драгоценными металлами. Арабы не были первыми химиками. Они работали на основе традиций и практики, глубоко укоренившихся в цивилизациях Египта и Вавилона и только немного рационализированных греками. Они также оказались в состоянии в некоторой степени, в какой — сейчас трудно установить, черпать широкие познания по химии у индийцев и китайцев3 - 4. В отличие от астрономии и механики химия зависит от многочисленных опытов с большим количеством веществ и процессов. Она может стать наукой только в том случае, если результаты опытов будут обобщены, если на основе этих обобщений будет создана всеохватывающая теория, содержащая общие принципы. Именно этим и занимались арабы, что оправдывает их притязания на роль основателей химии.
Дистиллятор, без которого немыслим прогресс в области химии, был открыт уже раньше в его первоначальном виде — перегонного куба, но арабские химики значительно усовершенствовали его, применив в широких масштабах для перегонки спирта.
Вместо этого химические идеи возникали из применявшегося в то время метода мышления посредством аналогии, являвшегося по существу своему биологическим или социологическим. Химии внутренне присуща некая двойственность (которая, как мы теперь это знаем, обусловлена недостатком или избытком электронов), примером чего могут служить металлы и неметаллы. Имеются основания для того, чтобы считать первыми, кто определил наличие такой двойственности, китайцев, которые уже в доисторические времена использовали красную киноварь в качестве магической замены для крови и разлагали ее на составные элементы — серу и ртуть. Отождествляя эти последние с всеобщими мужским и женским началами, Ян и Инь, которые сами имели тотемистическое происхождение, секта даоистов разработала систему алхимии, весьма вероятно породившую сначала индийскую, а затем арабскую алхимию. Первоначально алхимия была не столько методом изготовления золота, сколько эликсиром жизни.
Арабы подхватили эту ртутно - серную теорию и развили ее дальше. Она должна была стать жемчужиной спагирической теории Парацельса, а через него — сначала флогистической, а затем и современной химии. Ранние документы были, по - видимому, утеряны или, возможно, включены в псевдоаристотелевское учение о сухих и сырых земных испарениях, использовавшееся для объяснения происхождения минералов. Подобные же идеи приписывались Джабиру (Геберу), который, как предполагается, преуспевал в VIII веке и был отцом химии арабов. Как бы там ни было, в работах величайшего из арабских врачей Аль - Рази (Разеса) можно, безусловно, найти престранный перечень химических процессов и веществ. Будущее химии по сути дела должно было зависеть от первых опытов массового производства на локализованных предприятиях химической промышленности в странах ислама таких товаров, как сода, квасцы, купорос (сульфат железа), селитра, и других солей, которые могли вывозиться и использоваться в текстильной промышленности всего мира
Наследие арабской науки
В кратком очерке трудно воздать должное величине и удельному весу того вклада, который внесли мусульмане в науку. Несмотря на то что мусульманская наука — это прямое продолжение греческой науки, тем не менее они не просто возродили ее, но и расширили. Благодаря непрерывным усилиям в этой области
прейдено употребление вина, арабы добились бы следующего решающего успеха и занялись бы перегонкой алкоголя, но это они, по - видимому, оставили христианам. Дело не ограничивалось только тем, как это было во времена античности, что новейшие достижения технической мысли, к которым относится и дистиллятор, находили применение в разных ремеслах. Они проходили проверку и обсуждались наиболее способными учеными и философами. Благодаря этому впервые в истории сделался возможным рациональный подход к изучению химических превращений. Однако вследствие их объективно большой сложности такого подхода нельзя было достичь при помощи того простого анализа, который был вполне достаточным для механики или астрономии.
и поискам более древних и лучших авторитетов мусульманские ученые вывели греческую науку из состояния упадка, в котором она пребывала под властью Римской империи позднего периода. Они создали живую, развивающуюся науку, хотя она и не могла сравниться с умозаключениями ионийской философии или геометрическими идеями александрийской школы. Постоянно заимствуя опыт неэллинских стран — Персии, Индии и Китая, эти ученые сумели расширить узкую основу греческой математики, астрономии и медицинской науки, заложить основы алгебры и тригонометрии, а также оптики. Решающих успехов мусульманская наука достигла в химии, или алхимии; в этой области ученые подвергли коренной переработке старые теории и внесли в нее новый опыт в целях создания новой науки с новыми традициями. Эти новые традиции обращали больше внимания на качественную сторону явлений и отличались мистическим характером, но именно по этой причине они в течение веков служили неоценимым противовесом чрезмерно рациональной и математической астромедицинской традиции греков.







Материалы

Яндекс.Метрика