Оппозиция номиналистов

Труды Фомы были приняты в его время менее благосклонно, чем в значительно более поздние времена. Даже до проникновения арабского знания существовала оппозиция к применению крайне абстрактного метода аргументации, основывавшегося на реальности платоновских идей или субстанциональных форм Аристотеля. Доводы Росцеллина (ок. 1050 — ок. 1122), одного из первых представителей номинализма — как течения, противопоставленного реализму, — были поддержаны вопреки учению св. Фомы францисканским монахом Дунсом Скотом (ок. 1266 — 1308). Утверждая важность индивидуального и доказывая, что вещи появились раньше их названии и идеи, номиналисты в действительности с успехом опровергали всю рациональную теологическую систему. Это не привело их ни к скептицизму, так как они были одновременно хорошими христианами, ни, в большинстве случаев, к прямому изучению природы, но скорее, как это было с аль - Газали, к признанию слепой веры, поддерживаемой мистически и настолько недосягаемой, что человеческий разум не может надеяться познать ее. Тем не менее, поскольку им необходимо было спорить с реалистами, они должны были развивать свои рассуждения в критическом направлении и таким образом обеспечить доводы, которые должны были оказаться полезными при возрождении естествознания в позднейшие времена. Знаменитое положение Вильяма Оккама: «Сушностсй не следует умножать без необходимости», или, точнее: «Не к чему делать с помощью большего то, что может быть сделано с помощью меньшего», — послужило для устранения из научной теории массы нелепостей. Еще позже школа Бури - дана (ок. 1297 — 1358) и Орезма (1320 — 1382) в Париже использовала методы Оккама для критики Аристотелевского учения о движении и тем самым проложила путь для преобразования Галилеем динамики. В химии, где в течение длительного периода времени разум имел наименьшее влияние, алхимический подход также нашел поддержку со стороны мистиков. Рай - мунд Луллин (ок. 1235 — 1315) из Майорки, бывший главным зачинателем введения в христианский мир суфийского мусульманского мистицизма, был или считался одним из основателей химического направления в науке, которое, как будет показано ниже, должно было через Парацсльса и Ван - Гельмонта прийти к химии наших дней.







Материалы

Яндекс.Метрика