Средневековая картина мира

Необходимо сказать здесь что - нибудь об этой средневековой картине мира хотя бы уже потому, что современная наука возникла в значительной степени из попытки превзойти ее и до сих пор носит много следов этой борьбы. Главными чертами греко - арабско - средневековой системы были ее законченность и иерархия. Эфирная, космологическая схема Аристотеля и александрийских астрономов стала застывшим, теологическо - физическим миром, миром сфер или орбит — сфер Луны и Солнца; сфер планет; прежде всего великой сферы неподвижных звезд, за которой лежало небо; и в качестве теологически необходимого противовеса всему этому противопоставлялся подземный мир, круги и ямы ада, так красочно описанные Данте в его «Аде». Миру приписывалось разделение на ранги и чины. Это было примирением аристотелевской картины неподвижного мира с еврейской и христианской картиной мира, созданного одним актом только для того, чтобы быть разрушенным другим. Это был промежуточный мир, который, хотя и имел свои собственные законы, существовал только как сцена, где развертывалась жизнь каждого человека, от чего зависело его конечное спасение или осуждение.
Иерархия
Иерархия общества была воспроизведена в иерархии самой вселенной; подобно тому как в обществе были папа, епископы, архиепископы, император, короли и дворяне, существовала небесная иерархия девяти хоров ангелов: серафимы, херувимы, престолы; господства, силы, власти; начала, архангелы, ангелы (все продукты воображения Лжедионисия). Каждый из них должен был выполнять определенную функцию в управлении вселенной; они были прикреплены в надлежащем ранге к планетным сферам, чтобы поддерживать их в соответствующем движении. Низший разряд простых ангелов, принадлежавший к сфере Лупы, естественно, имел больше других отношение к разряду человеческих существ, находящихся прямо под ними. Вообще существовали космический порядок, общественный порядок, порядок внутри человеческого тела — и все это представляло собой состояния, к которым природа стремилась вернуться, когда ее порядок нарушался. Здесь для всего было место и все знало свое место. Все элементы находились в порядке — земля внизу, вода над ней, еще выше — воздух и наверху благороднейший элемент — огонь. Благородные органы тела — сердце и легкие — были тщательно отделены диафрагмой от более низких органов живота. Животные и растения играли отведенную им роль в общем порядке, не только снабжая человека всем необходимым, но и доставляя ему примеры для подражания — трудолюбие муравья, храбрость льва, самопожертвование пеликана. Этот огромный, сложный, хотя и организованный космос был также идеально рациональным. Он сочетал в себе наиболее логично установленные выводы древних с неоспоримыми истинами св. писания и церковной традиции. Школы могли расходиться во взглядах в отношении его деталей, но ни одна из них не сомневалась в том, что эта картина была правильной по существу. Основная проблема, как казалось, была разрешена раз навсегда. Возможно было иметь вселенную, которая была в одно и то же время практической, теологически прочной и высокоразумной.







Материалы

Яндекс.Метрика