ГОРНЫЙ ХРУСТАЛЬ («ТОПАЗ»—НА УРАЛЕ)

Горный хрусталь — прозрачная разновидность кварца, до пшрокого-применения высших сортов стекла (хрусталя) имел большое, значение не только как ограночный камень, но и как материал для чаш и ваз.
Благодаря своей исключительной прозрачности и высокой твердости горный хрусталь с древнейших времен ценился как прекрасный материал для художественных изделий. Художники, умевшие использовать все особенности строения хрусталя, достигали поразительных по красоте эффектов, особенно при круглой шлифовке, которая вызывает более сильный блеск в хрустале, нежели огранка, что можно заметить на китайских изделиях сложных внешних форм, требовавших поистине героического упорства при обработке твердого и часто трещиноватого камня'.
Европейскими мастерами прошлого, особенно в XI—XV вв., такя^е изготовлялись из горного хрусталя прекрасные вещи: всякого рода чаши, бокалы и вазы. Но и впоследствии хрустальные сосуды все-таки не относились к самым излюбленным и ценным предметам роскоши. В Китае и в Европе из хрусталя часто вырезывались печати, так как он отлично принимает и гравировку и полировку, что особенно важно для этих изделий. Наряду с драгоценными камнями хрусталь в старину гранился в виде бриллианта, таблетки и розы. Вот что пишет А. Фелькерзам (1915) об этой отрасли камнерезной промышленности.
«Уже с древнейших времен славилась использованием хрусталя Индия, где юн издавна употреблялся для небольших художественных предметов. Еще в конце XIX века он обрабатывался в гранильных мастерских в Шанджорском округе Мадраса, где его, впрочем, главным образом шлифовали в виде бриллиантов и роз. В старину город Дели славился искусной обработкой, и почти все дошедшие до нас хрустальные предметы индийского происхождения изготовлены там из Материала, добытого в Ауравгпуре, в 15 милях от Дели. Этот хрусталь, отличавшийся прозрачностью и часто встречавшийся в больших кусках, шел большею частью на изготовление чаш, ваз и бокалов...
1 Широкое распространение в Китае изделий из горного хрусталя можно объяснить тем, что стекло там получило большее распространение лишь после VII в., а до этого прозрачность и чистота хрусталя оставались незаменимыми.
1 С этого же времени начинается применение лучшего горного хрусталя в качестве «стоила» для зеркал, небольших картин, миниатюр, табакерок и т. п.
В Европе, уже в античные времена, а затем и в византийский период, благодаря торговым сношениям с Индией и Китаем имелись сосуды и другие предметы из хрусталя — «нетающего льда». Со времен переселения народов и в Средние века мы встречаем хрусталь круглой шлифовки в царских венцах и сокровищницах знати наряду со всеми тогда известными драгоценными камнями, и он ценился не ниже их. Только редко хрусталь находил себе иное применение вплоть до эпохи Возрождения, когда жажда красоты и исключительная художественная производительность не упускали ничего, что могло бы послужить всесильному и торжествующему искусству. Начиная с XVI века выдающуюся роль, особенно в Италии, играли хрустальные сосуды 2. Большинство крупных предметов того времени — итальянского или французского происхождения. Вскоре, однако, хрусталь и его обработка стали известны и в Германии, особенно в Нюрнберге и Аугсбурге, центрах процветавшего в годы Возрождения золотых и серебряных дел мастерства, где хрустальные сосуды сочетались с прелестными золотыми оправами. Последние часто украшались эмалью и драгоценными камнями, алмазами, изумрудами и рубинами и, благодаря художественному исполнению, намного повышали ценность таких предметов. Одно то, что для украшения хрусталя употреблялись самые драгоценные материалы, служит доказательством, как высоко он ценился. Любовь к таким сосудам, составлявшим гордость княжеских сокровищниц и «кунсткамер», и высокая оценка хрусталя не прекращались, а напротив, развивались, хотя в несколько ином направлении, и в XVII веке; только со времен Людовика XIV заметно падение интереса к хрусталю, а в XVIII столетии за редкими исключениями, когда хрусталь применяется для табакерок или для люстр, он совсем исчезает из употребления. Обрабатываемый уже в эпоху Возрождения в виде камней, хрусталь снова вошел в моду в конце века, когда ожила и дошла до крайних пределов любовь к разным камням, но это продолжалось недолго; в настоящее время художественная промышленность окончательно забросила этот прекрасный материал».
В настоящее время значение горного хрусталя как поделочного камня упало; на Урале он идет лишь для печатей и разных дешевых и грубых изделий. Некоторое значение он сохранил еще как камень для огранки, так как его исключительная прозрачность и игра обеспечивают за ним определенное место при изготовлении серег, брошек, пуговиц для жилеток, крестиков и т. п. Ценным и, несомненно, очень красивым изделием уральских кустарей являются ожерелья из граненых хрустальных бус, которые готовили в большом количестве в Березовском заводе и в самом Екатеринбурге. Хорошо подобранные ожерелья, в случае правильной огранки хрусталя, ценились до войны в 100 руб. и более (100—120 бусин).
В последнее время огромное значение приобретает использование кварца для технических целей. Если даже исключить применение наиболее чистых сортов для плавки и получения изделий или нитей из плавленого кварца, тем не менее остается огромная область технического использования его для точных разновесок и гирь, для оптических приборов, особенно в кварцевых лампах, для пироэлектрических установок и для всех установок, работающих в ультрафиолетовой части спектра. В 1919 г. для оптических целей изготовлялись на Петергофской гранильной фабрике пластины (эталоны из уральских галек кварца), а в Оптическом институте (Петроград) было налажено производство оптических линз из кварца.
Для этих целей требуется кварц очень высокой чистоты и прозрачности, а в некоторых случаях и оптически однородный.
Месторождения горного хрусталя в России весьма многочисленны, но практически пока представляют интерес только месторождения Урала и Алтая.
На Урале мы знаем находки кристаллов-гигантов; так, кристалл, который был найден около Алабашки, весил 60 пудов (24 дюйма высоты и 28 дюймов в поперечнике). Долгое время он заменял тумбу на улице около одного дома в Екатеринбурге и только в 1822 г. попал в Музей Горного института. Такие кристаллы единичны и, кроме того, не имеют никакого практического значения вследствие мутности, трещиноватости и неоднородности.
По своему происхождению горные хрустали приурочены к трем видам процессов: гидротермальным процессам в песчаниках и других кварцевых осадочных породах, жильным процессам альпийского типа (с альбитом, актинолитом, эпидотом и т. д.) и к типичным пегматитовым или аплито-вым образованиям. Наиболее грандиозные месторояедения (например, на Мадагаскаре) относятся к последнему типу, в котором горный хрусталь обычно тесно связан переходами с розовым и особенно с дымчатым кварцем.
В России прозрачные кварцы связаны с пегматитовыми жилами и кислыми аплитами (березитами), которые на Урале обычно являются золотоносными.
Среди многочисленных месторояодений горного хрусталя в Е в ро п е й-ской России пока неизвестны богатые или интересные месторождения. Водяно-прозрачные хрустали Крыма, которые нередко собирались проезжими и местным населением, количественно беднее аналогичных за-1раничных (например, известного мармарошского «алмаза» карпатских песчаников). Очень мало прозрачного материала дает Кавказ: большинство путешественников, проезжающих по Военно-Грузинской дороге, приобретают на память друзы кварца, малопрозрачного и трещиноватого. Это месторождение генетически весьма сходно с альпийскими; по аналогии с месторождениями Швейцарских и Французских Альп здесь не исключено нахождение «погребов»* с более прозрачными хрусталями.
Наибольший интерес имеют месторождения Урала, где горный хрусталь весьма ценится и называется «топазом». Он обычно встречается в виде окатышей и валунов в золотоносных россыпях; гораздо реже на изделия идут кристаллы, по-уральски — «струганцы». Определить чистоту воды гальки при ее шероховатой поверхности довольно трудно, и ввиду этого обычно при покупке галек отбивают кусок и на свет проверяют прозрачность. Самая незначительная трещина сильно понижает стоимость кусков.
Особенно много галек давали золотые россыпи Невьянска и окрестных селений, откуда шел он в Екатеринбург. Особенно были богаты Сердовин-ский, Коневский прииски, золотоносные россыпи по Нейве и Быньге у Быньговского завода и у самого Невьянска, Верх-Исетские и Березовские россыпи, где прозрачный горный хрусталь добывался вместе с дымчатым в очень больших количествах.
О коренных месторождениях горного хрусталя на Среднем Урале говорить почти не приходится, так как обычно кварцы пегматитовых и золотоносных жил (Березовские) окрашены в дымчатые тона, а те жилы, которые дали материал для россыпей, или неизвестны, или не разрабатываются. Некоторый интерес представляет красивый молочный или мутный с жилками кварц знаменитой Хрустальной горы (в 15 верстах от Екатеринбур-ia), о которой де Геннин писал в начале XVIII в.: «От Екатеринбурга верстах в 20 имеется гора, вся хрустальная, видом по натуре якобы молочная, из которой каменье полировано, и в нем является при солнце красное, лазоревое, белое и желтое сияние». Здесь вырабатывались для нужд заводов аплитовые жилы, богатые разнообразными, частью молочными кварцами. Прекрасные сорта добывались около дер. Решет в 17 верстах по Кунгур-ской ж. д. от Екатеринбурга. Молочные горные хрустали этого района использовались Екатеринбургской фабрикой, причем ее директору В. Мосто-венко удавалось путем прокаливания и купания в растворе-краски получать красиво окрашенные «топазы-краклэ».
Совершенно исключительной прозрачностью и чистотой отличались кварцы Санарских и Каменских россыпей, которые в период их эксплуатации добывались в большом количестве вместе с розовым топазом и частично шли в минералогические коллекции, частью гранились екатеринбургскими кустарями. Интересно отметить, что в старых собраниях имеются прекрасные прозрачные кварцы из окрестностей Санарской крепости. Мне удалось в архиве Екатеринбургской гранильной фабрики найти весьма ценные данные по истории открытия горного хрусталя на Урале.
В 1738 г. Федор Бабин нашел хрусталь со «строганцами» (кристаллами) в нескольких местах в районе Горного Шита, а потом и Шарташа, Арамиля и т. д. В 1742 г. тот же Федор Бабин отмечал «хрустальную» ломку около Екатеринбурга.
В 1750 г. казаки и драгуны открыли на Южном Урале ряд месторождений хрусталей в верховьях Санарки, р. Белой, у Кундравов и в других местах Южного Урала, причем из некоторых мест прекрасные камни были отправлены в Петербург на 15 подводах, а большие куски были отправлены «казенным караваном на коломенках».
В 1758 г. при добыче золота было найдено 10 пудов «строганцев беловатого тумпаса» в Березовске. Кабинет в этом же году требовал «отбивать на месте ж присылать одни верхушки, которые имеют самую чистую прозрачность».
Из месторождений Сибири, кроме малоизвестных «топазовых разработок» в Кокчетавских горах на юго-запад от оз. Борового, приходится отметить кварцы Алтая и, в меньшей степени, прозрачные хрустали Адун-Чолона, где, однако, преобладают дымчатые разности.
На Алтае среди многочисленных месторождений прозрачного кварца необходимо указать:
1) «поэтические» молочные опалесцирующие хрустали Тигирецких белков, обычно связанные переходами со светло-розовыми кварцами. Красоту этого камня, достигающего больших кусков в аквамариновых жилах горы Россыпной, составляют белые трещины, образующие причудливую переплетающуюся сеть. Камень идет для красивых поделок;
2) по данным б. заведующего Колыванской гранильной фабрикой П. Ивачева, прозрачный горный хрусталь известен был в верховьях р. Бух-тармы, в местечке Арчеты, но это месторождение не обследовано;
3) кварц в больших, до 2 вершков, прозрачных кристаллах отмечается Шангиным с левого притока Чарыша, немного выше устья Коргона; прозрачность иных кристаллов- делала их практически цепными (Schangin, 1793).







Материалы

Яндекс.Метрика