ЯШМА

Яшма, подобно малахиту и орлецу, является типичным русским цветным камнем, и Россия может гордиться своими яшмовыми месторождениями на Южном Урале и на Алтае. С петрографической точки зрения, определение яшмы расплывчато, однако в технике оно относится к плотной кремнистой породе, прекрасно принимающей полировку.
ЯШМА В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ
Яшма широко использовалась доисторическим человеком наравне с кремнем и нефритом, давая основной материал для орудий каменного века.
Само понятие о яшме как минеральном виде из группы кварца вошло в научный обиход лишь в XIX в., раньше же оно применялось весьманеопределенно, и «яшмой» разные авторы называли очень разнообразные ?породы. Неясно и происхождение этого термина: в то время как одни видят в нем корень греческий и производят слова i'aorcie,— law (исцеляю), другие с большим основанием считают, что он — восточного происхождения, и связывают с арабскими и персидскими корнями.
Весь древний Восток (Халдея, Иудея), а позднее арабы применяли этот термин не к яшме в нашем понимании, а к нефриту или другим, главным образом зеленым камням. Однако и настоящая яшма ун^е тогда широко использовалась в изделиях Халдеи как прочный и твердый камень наравне с кремнем и роговиком. Древний Рим получал яшмы из Сицилии (преимущественно черные и желто-белые) и Египта (желто-бурые с черными дендритами).
О яшме почти ничего не говорится ни в арабских, ни в итгдийских ла-пидариях, и если этот термин в них и упоминается, то лишь для обозначения нефрита. Первый, кто дает более широкое толкование яшме, это Плиний, насчитывавший много ее сортов, но очень неясно описывающий яшму. Интересные, хотя и не всегда понятные указания, относящиеся и к яшме, встречаем мы в грузинском сборнике X в.:
«...Есть еще другой драгоценный камень (иаспин), более красного цвета, который попадается в морской воде; он темнее (лепестков красных) цветов.
Есть еще другой камень, который попадается в Фригии, в горах Сидейских. Он кровяного цвета, но светлее жемчужного ядра; бывает и винного цвета и походит иа аметвистон; он краснее (других камней), но не одного цвета и одной силы. Есть еще другой блестящий иаспин, схожий с цветом пламени и дыма, но светлее и более блестящий, чем второй. Некоторые, на основании сказок, говорят, что эти камни обнаруживают невидимое для глаза.
Этот камень попадается в границах Картлии (Картлия ?—Грузия,— А. Ф.), Гур-ганетии и в стране каспов, где (т. е. во всех трех упомяпутых странах.— А. Ф.) живут родственные народы.
Есть еще другой иаспин, не так великий и не так блестящий, как первый, с кра пинками в одном и том же зерне. Есть еще другой иаспин, который называется упав-лиос, и подобен он глазу и Перусскому морю и смеси крови с молоком, что пьют „маскаты", как говорят те, которые находят его, чрез него наводят страх на деревни и села...»
В древней и средневековой литературе яшмой назывались многочисленные разноцветные и пестрые камни. Эта же путаница понятий перешла и в Россию. Так, уже в конце XVII столетия мы находим указание на яшму в «Росписи о камениях» 1682 г.: «Камень яшма, а в нем искра, что кровь смешалась; купят их в печатках недорого»; это указание, очевидно, относится к гелиотропу (jaspe sanguin) 6.







Материалы

Яндекс.Метрика