ОПИСАНИЕ РАЗНОВИДНОСТЕЙ ХАЛЦЕДОНА

Минералогический термин «халцедон» обнимает многочисленную группу полудрагоценных камней, известных, в зависимости от рисунка и окраски, под разными названиями, как-то: агата, оникса, карнеола, гелиотропа и др. Они обыкновенно принимаются за разные камни, хотя являются лишь различно окрашенными разновидностями одного и того же минерала.
Провести резкую границу между халцедоном, яшмой и кремнем по внешним признакам не представляется возможным, тем более что кварцевое, халцедоновое и опаловое вещество образует часто смеси в разнообразных соотношениях, что делает затруднительным точное наименование камня даже на ©сновании микроскопического анализа.
Обычно халцедон бесцветен или же белого цвета, иногда с желтоватым, голубоватым или зеленоватым оттенком. Весьма часто он окрашен полосами или пятнами; прозрачность его разная, в зависимости от чего ему даются различные названия. Обычно халцедоном называются лишь бесцветные, белые или серые и вообще однородно, притом слабо окрашенные разновидности, синеватые (сапфирин) или желтоватые (церахит или церахат).
В России наиболее ценными считались молочно-синие сорта, называемые сапфирином, особенно замечательные из долины Урулюнгуя. В большим вставках, обточенных в форме «юги» (удлиненные таблитчатые камни), они очень красивы; большая часть их сбывалась в Китай.
Сердоликом или карнеолом (у французов — oornaline, в Средней Азии — хакык) называется красный халцедон. Окраска его то равномерная, то полосатая, причем цвет отдельных полос колеблется от темного кровавого цвета до светлого со слабым красноватым или желтоватым оттенком.
Часто карнеолы получают красный цвет лишь после предварительной прокалки, причем от такой обработки качество их нередко значительно повышается; однако хорошие результаты получаются только тогда, когда камень содержит достаточно железа. Для этого карнеолы кипятят в растворе азотнокислого железа с последующим прокаливанием. Операция эта требует известной опытности, так как при слишком сильном прокаливании карнеол становится белым и мутным и даже легко растрескивается в порошок 4.
Китай и Япония имеют свои месторождения карнеолов, из которых в былое время изготовлялись флакончики, табакерки и бусы; эти изделия вывозились голландцами в XVII и XVIII вв.
Магометанский Восток и Восток доисламского периода пользовался карнеолом для выделки печатей и амулетов, которые украшались удивительно тонкими письменами, вырезанными на гладкой поверхности камня, а У туркмен Закаспия он считался самым важным украшением женского убора.
Широкое распространение карнеол имел также в Персии, Турции, на Балканском полуострове, в Польше и Венгрии, где в XVII и XVIII вв. он шел на украшение седел, сбруи и всякого рода оружия; у туркмен и киргизов его обыкновенно оправляли серебром, часто филигранно,! работы. В продолжение XVIII в. он высоко ценился во всей Европе как материал для табакерок и перстней, а в эпоху Империи и до 1820-х годов популярность его как материала для печатей возросла до чрезвычайности, так как карнеол гораздо менее хрупок, чем другие халцедоны, и поэтому прекрасно принимает гравировку и превосходно полируется. Знакомые всем крупные печати в золотых оправах, которые носили на широкой цепочке на жилете, почти всегда делались из карнеола. В перстнях и украшениях карнеолы в то время часто ставились на золотой или серебряной фольге, отчего, понятно, сильно выигрывали их блеск и окраска. При всем разнообразии форм, которые придавались карнеолам,— круг, овал, многоугольник, щиток и т. п.,— они везде и у всех народов шлифовались почти исключительно с плоской поверхностью, без фасеток; лишь изредка встречаются камни с выпуклой розеточной гранью; такие карнеолы также очень красивы.
С а р д е р — бурый халцедон, который отличается прекрасным каштановым цветом, часто несколько оранжевого оттенка. Провести определенную грань между карнеолом и сардером трудно ввиду постепенности переходов окраски от красной до бурой. Лучшими образцами сардера считаются те, которые в отраженном свете коричневые, а в проходящем просвечивают красным цветом.
Агат, получивший свое название от сицилийской реки, из всех видов халцедона имеет наибольшее значение. Он слоистого строения, причем разные слои имеют различную окраску и прозрачность. Толщина отдельных слоев в большинстве случаев разная; широкие на первый взгляд полосы оказываются, однако, составленными из множества весьма тонких полосок или слоев одинакового цвета. Цвета, в которые окрашены отдельные слои, весьма разнообразны: одни почти бесцветны, другие — молочно-белые, серые, голубоватые, желтоватые, буроватые, далее слои более густой окраски — желтые, красные, бурые, реже зеленые, голубые и черные. Так как цвета эти вполне сходны с цветами равномерно окрашенных халцедонов, известных под названием карнеола, сардера и др., то агаты, в которых преобладает окраска той или иной разновидности, называются часто халцедоновым агатом, карнеоловым агатом и т. д.
Важнейшие агатовые месторождения в Европе расположены около р. Наге, притока Рейна; они систематически эксплуатировались в течение многих столетий, начиная с половины XV в. Агаты поступали для шлифовки в многочисленные местные мастерские, преимущественно в Идар-Оберштейне, которые и поныне поставляют агатовые изделия всему миру, используя, однако, сейчас для этой цели главным образом агат из Уругвая и Бразилии.
Ленточный агат, в котором молочно-белые полосы чередуются с резко отграниченными, окрашенными, называется ониксом; ониксы, в свою очередь, различаются по окраске цветных полос: камень с чередующимися черными и белыми полосами — оникс в тесном смысле слова, белый с серым или синеватым — халцедононикс, белый с бурым — с ар доникс.
С тех пор как научились окрашивать халцедоны и агаты под оникс, цена последнего значительно упала.
На каменном рынке название «оникс» относится не только к агатовому ониксу, но и к полосатому мягкому известковому шпату, вывозившемуся из Персии, Египта и современного Алжира, а позднее и из Америки, В научной литературе за этим камнем осталось название «мраморный оникс».
Наши агаты принадлежат частью к облачным, с мягкими изменчивыми тонамп (шайтанский переливт), или полосатым (ониксам) —типа серых халцедонов Забайкалья. Еще больше в России разностей агатов, которые являются переходными к яшмам, например мясной агат Южного Урала.
Агат и его разновидности применялись в качестве материала для разных изделий еще в древнем Египте (бусы и скарабеи); агатовые украшения и печати были в Вавилоне и Ассирии. Греки и римляне значительно расширили область его примепения: из него делали, помимо гладко отшлифованных шаров больших или меньших размеров, служивших римским дамам для охлаждения рук в жаркое время года, еще геммы, перстни, статуэтки и всевозможные сосуды. В древнем Риме особенно большими симпатиями пользовался оникс, из которого выделывались не только камеи, но даже и целые сосуды (для них употреблялся и мраморный оникс). В Эрмитаже находится единственное в мире собрание изделий из агата античной и средневековой работы.
В эпоху переселения народов агат был совершенно вытеснен альмандином и другим камнями кроваво-красного цвета. Однако в Индии и Китае любовь к агату сохранилась. В средние века применение его в Европе было довольно ограниченным; лишь в XVII в. он вновь вошел в моду. Упомянем об излюбленных в то время небольших портретах и бюстах императоров для кунсткамер, о черенках для ножей и вилок, о рукоятках для сабель и кинжалов.
Наступил XVIII век с его страстью к табакеркам, при изготовлении которых агат и все его разновидности получили широкое применение. Табакерки из цельных кусков агата оправлялись золотом и украшались драгоценными камнями. Считалось, что агат, оникс, гелиотроп и карнеол так прекрасны, что вполне достойны самой благородной и драгоценной оправы. Отдельные особенно красивые пластинки агатов вставлялись в крышки золотых табакерок. Иногда вся табакерка, т. е. дно, стенки и крышка, составлялась из небольших кусков разноцветных агатов, соединенных золотой оправой, и таким образом получалась своеобразная коллекция образцов этого минерала. Изготовлялись также табакерки в мозаичной манере («pietra dura»). Высокохудожественные изделия исполнялись в Дрездене, где с 1750 г. стал применяться местный агат.
Особенно широкое применение находили все разновидности халцедона и агата для перстней. В эпоху Империи, когда старались подражать античному миру, промышленность переживала период неслыханного расцвета (до 1850-х годов). Можно считать, что нет в мире камня, который бы допустил такое разнообразие применения, как агат. Булавки, серьги, пряжки для поясов, браслеты, игрушки, шахматы, туалетные ящики, чашки для кофе, десертные тарелочки, ручки для ножей, перьев, ступки для лабораторий, гладильные валки для разных фабрик, вазы, чаши, кубки — все это делалось из агата. Кроме того, из разноцветных агатов составлялись мозаичные столы или же выделывались вставки для мебели, вошедшие в моду с XVII в., часто с резными рельефами, изображавшими плоды и листья (Фелькерзам, 1916).
Греческое название «плазм а» присваивается зеленому халцедону. Цвет его обыкновенно темный, луковый, реже яблочно-зеленый. Окрашивающим веществом плазмы является минерал селадонит, мелкие чешуйки которого, равномерно распределенные по всей массе халцедона, придают ему однородную зеленую окраску. Плазма просвечивает слабее других видов халцедона и по виду вполне приближается к зеленой яшме, сходство с которой увеличивается еще характером излома. Лишь микроскоп обнаруживает их различие: плазма имеет, как все халцедоны, волокнистое строение, яшма же — мелкозернистое. По наружному же виду их часто невозможно различить. Таковы, например, зеленые яшмы — плазмы из района дер. Тунгатаровой на Южном Урале. Понятия «плазма» и «празем» в старой литературе несколько иные; по-видимому, так Плиний называл кремень, окрашенный соединениями хрома.
Гелиотроп, часто именуемый также «кровяной яшмой» (jaspe sanguin), отличается от плазмы тем, что в ее зеленую основную массу вкраплены кроваво-красные точки и пятнышки. Камень тем ценнее, чем ярче цвет пятнышек, чем ровнее они по величине и чем равномернее распределены по фону; образцы с желтыми вкраплениями ценятся меньше. Аргунский гелиотроп, по определениям А. Гейслера, состоит из неправильно-лучистых агрегатов халцедона в сплошной опаловой массе.
В России особенно интересны местонахождения гелиотропа по Аргуни (в 20 верстах от Нерчинского завода), откуда под названием германской яшмы он попадал на Петергофскую гранильную фабрику.
Кахолонг — красивый белый камень, продукт дегидратации опалов, должен быть отнесен к ценным, еще мало признанным поделочным камням. Вот как пишет о нем И. Валлериус : «В калмыцкой земле, так, как и прочие голыши, кусками его находят при реке Кахе, как оную калмыки называют, а каменья у них слывут общим именем холонг, почему и сей камень кахолонг назван... Из сего камня всякие сосуды, как, например, чайные кубки, и прочие вещи вытачивают, которые на полупрозрачный белый фарфор похожи». Кахолонгом в Китае одно время называли белый нефрит, но еще А. Ремюза в 1820 г. отмечал неправильность этого толкования и говорил, что под наименованием кахолонга можно было покупать халцедон в Нерчинске и на Аргунском заводе целыми мешками. П. Паллас также указывал на обилие кахолонга в Гобийской пустыне.
Забайкальские месторождения кахолонга не изучены, но изделия из него достойны внимания; так, интересен по тону и исполнению георгиевский крест, сделанный на Петергофской гранильной фабрике в 1916 г. для Николая II, а также его барельеф. На Петергофской гранильной фабрике под именем кахолонга применялся для флорентийской мозаики и других изделий кремнистый магнезит Южного Урала (из окрестностей дер. Калкан).







Материалы

Яндекс.Метрика