Техника морского боя

На ряду с войной на суше в средние века воевали и на море. На судах — больших, тяжелых парусных кораблях и быстроходных весельных или парусно-весельных галерах (о судах см. главу VI «Транспорт») — устанавливали тараны, камнеметательные машины и сифоны для метания «греческого огня». На носу некоторых больших галер (так наз. «кошек») имелся трезубец в виде трех массивных заостренных окованных железом выступов, которыми со всего хода таранили противника. Эскадра, расположенная полукругом (такова была морская тактика), двигалась на врага. В центре шли тяжелые корабли; легкие галеры и малые суда заходили с боков. Врага стремились прижать к берегу, оставляя за собой свободное море. При схватке действовали абордажными крючьями, дырявили паруса крупными стрелами, срезали снасти, забрасывая веревки с привязанными к ним ножами; пловцы, незаметно нырявшие около кораблей, стремились пробуравить подводные части; чтобы вызвать пожар, бросали горшки с «греческим огнем», для предохранения от которого применялись пласты войлока, пропитанного уксусом, или кожи; на палубу метали горшки с змеями и скорпионами^) (в южных морях), сосуды с жидким мылом, чтобы люди скользили, с известью, чтобы им слепило глаза; забрасывали капканы, чтобы связать ноги. Тонущий корабль противника старались загрузить камнями. Верхняя палуба, нос и корма были защищены высокими деревянными загородками с бойницами для арбалетов, а в XV в. для маленьких бомбард, вращавшихся на железных вилках. Большие корабли с XV в. вооружались пушками казнозарядного типа, расположенными в несколько ярусов (рис 24 и 25).







Материалы

Яндекс.Метрика