Полотняное производство

Техника льняной промышленности при переходе от ремесла: к мануфактуре не претерпевает никаких существенных сдвигов. Но так же, как и в области металлургии, мануфактурный период, делает общим достоянием технические принципы, зародившиеся в феодальном производстве и имевшие там лишь спорадическое применение. В первую очередь это относится к основному аппарату мануфактурных льнопрядилен — самопрялке. Наиболее ранний ее тип мы находим в немецкой рукописи 1480 г. Существенно важным моментом, отличающим новый прядильный аппарат от старой ручной прялки, было присоединение к передней части веретена так наз. рогульки, производящей скручивание нити, и свободная насадка на ось веретена катушки, осуществляющей намотку пряжи. Благодаря этому достигалась непрерывность прядильного процесса, потому что крутка и намотка происходили в одно и то же время. Операция же вытяжки попреж-нему выполнялась пальцами прядильщика, который должен был также по мере наполнения поверхности катушки переставлять нить с одного крючка рогульки на другой. В итальянском типе самопрялки, зарисовка которой дана в черновых записках Леонардо да-Винчи,1 это неудобство устранено устройством особого' вилкообразного рычага, получающего возвратное движение и захватывающего квадратную ось веретена, благодаря чему последнее двигается взад и вперед и нить автоматически равномерно наматывается на поверхность катушки. Однако этот принцип, так же как и конструкция леонардовской самопрялки остаются забытыми в течение почти всего мануфактурного периода. Широкое распространение самопрялочный аппарат получает в центральных и северных европейских странах только с 30— 50-х годов XVI в.
В эпоху складывания крупных текстильных мануфактур-введение самопрялки, более производительной, чем старые орудия прядения, знаменовало собой прогресс мануфактурной техники на базе ручных (хотя и сложных) орудий труда. Главное усовершенствование, произведенное в самопрялке в XVI в., — это присоединение к ней ножного педального механизма, освободившего правую руку прядильщика от функции вращения рукоятки колеса и закрепившего роль двигательной силы за ногой. Вследствие этого правая рука получила возможность принимать непосредственное участие в трудовом процессе (в операциях крутки и намотки), что улучшило качество всей работы на самопрялке. Введение педалей приписывается обычно немецкому каменотесу Юргенсу (из Брауншвейга) и датируется 1530 годом. Никаких документальных подтверждений этому мы, однако, не имеем. Известно только, что родиной ножной самопрялки является Саксония, откуда этот аппарат проник во Францию, Англию, Нидерланды, Австрию, Швецию и другие европейские страны, а в XVIII в. появился и в России, став повсюду необходимой принадлежностью крупных льнопрядильных предприятий и подвергшись разным мелким конструктивным изменениям.
Общий вид самопрялки и основные ее элементы показаны на рис. 31. Процесс работы на ней ведется следующим образом: прядильщик левой рукой вытягивает из пучка несколько волокон,, слегка ссучивает их и направляет в боковое отверстие веретена, откуда нить идет по части канала веретена и затем по крылу рогульки до одного из крючков или отверстий, которое направляет нить на катушку под прямым углом к оси последней. При нажиме на педаль большое колесо начинает вращаться и приводит в движение катушку, которая наматывает на себя нить. Натяжение же нити заставляет вращаться веретено и рогульку. Вследствие этого нить одновременно получает крутку (рогулькой) и намотку (катушкой). Так как катушка оборачивается быстрее, чем веретено и рогулька (последние отстают вследствие трения о подшипники), нить наматывается на длину, соответствующую разности скоростей веретена и катушки. С увеличением диаметра катушки, по мере наработки значительного слоя пряжи, нить начинает сильно натягиваться, и от искусства прядильщика зависит ускорить подачу волокна на рогульку или уменьшить скорость вращения катушки ослаблением натяжения приводного шнура при помощи регулирующего винта. Для лучшего регулирования скорости вращения веретена и рогульки стали прибегать в XVII в. к устройству самопрялок с двойной передачей (как это имело место в аппарате Леонардо), где веретено и катушка приводятся в движение самостоятельно, причем первое вращается медленнее, вследствие большого диаметра своего блочка. Эта самопрялка однако имела то неудобство, что делала необходимым для прядильщика постоянное наблюдение за обоими объектами передачи, и при этом натяжения нити также полностью не устраняла. Поэтому самопрялка в мануфактурный период применяется преимущественно для льняной пряжи, как более грубой, чем другие прядильные волокна. Наоборот, в суконном производстве, имеющем дело с рыхлой и нежной пряжей, главным прядильным инструментом продолжает оставаться прялка. Самопрялка, как и старые прядильные аппараты, имеет только один рабочий инструмент — веретено.
Увеличение количества веретен, обслуживаемых одним человеком, наталкивается здесь на ограниченность естественных органов человека, часть которых (руки) непосредственно соприкасаются с предметом труда (операция вытягивания), вследствие чего человек не может выпрядать сразу нескольких нитей. Повышение производительности самопрялки идет поэтому по линии ускорения процесса прядения одной нити.
Однако невозможность добиться таким путем значительного прогресса приводила в ряде стран в XVI—XVIII вв. к попыткам устраивать самопрялки с двумя веретенами. Первый аппарат подобного рода описан у того же Леонардо. В мануфактурный период прядение на двойных самопрялках известно было в Англии и Германии. Но несмотря на большую производительность этих аппаратов, они не вытесняют ординарных и играют второстепенную роль в текстильном производстве вплоть до XIX в. Дело в том, что работа на них доступна лишь очень искусным и квалифицированным прядильщикам. Кроме того, наобходимость прерывать процесс вытяжки в виду участия рук (занятых вытягиванием двух нитей) также в операциях -скручивания и намотки, исключительная напряженность внимания и повышенная интенсивность работы не могут не отражаться на качестве выпрядаемых нитей. В области вспомогательных орудий мануфактурное льнопрядение целиком покоится на системе ремесленных инструментов, лишь умножая их количество и разнообразя из формы. Орудием чески попрежнему остается ручной деревянный, реже металлический, гребень, сквозь зубья которого прочесывают зажатый в руке пучок льна. Простота операции обусловливает организацию чески, как правило, вне стен мануфактуры. Для перемотки нити на шпульки, закладываемые в ткацкие челноки, употребляется обычно низкий станок, похожий на прялку, где шнур большого колеса приводит в движение плотно насаженную на ось ветерена шпульку, которая сматывает на свою поверхность пряжу с устанавливаемой на неподвижной оси самопрялочной катушки. В тех случаях, когда пряжа предназначена для основы и ее нужно рассортировать в мотки определенной длины, пользуются мотовилом, разного диаметра,' ручку которого вращает человек. Иногда в мануфактурный период делаются попытки присоединить к мотальным аппаратам механический двигатель. Такие механически-действующие аппараты известны были, повидимому, на •французских мануфактурах середины XVIII в., как показывают соответствующие рисунки французской «Энциклопедии» 60-х годов этого века. В технике ткачества полотняных изделий в XVI—XVIII вв. никаких существенных изменений отметить нельзя. Фламандский ткацкий станок XVI в. (изображенный на рис. 32) с его основными частями—горизонтальной рамой, двойным ремизным аппаратом, бердом, двумя навоями—остается, конечно, с различными национальными отклонениями в конструктивных деталях, орудием тканья полотняных мануфактур до самой эпохи промышленной революции. Характерным здесь является только употребление, в зависимости от рода
изготовляемой материи, дифференцированных и специально приспособленных для данной цели инструментов— берд, челноков, рам и т. д., и введение сновальных барабанов, снимающих пряжу, идущую на основу ткани, сразу с нескольких десятков катушек.
Обычно полотняные мануфактуры перерабатывают как льняную пряжу (подразделяющуюся на чисто льняную и очесочную), так и пряжу из пеньки. Послед-
няя является материалом, из которого ткут грубые холсты,, парусные полотна, скручивают веревки и канаты и т. д. Перед трепкой пенька подвергается операции толчения (в целях расцепления волокон в пучке и их параллельного расположения), которая ведется либо в ручных ступах, либо в специальных толчейных мельницах, часто устанавливаемых вдали от мануфактуры около места покупки пеньки. Водо-действующие толчеи состоят из ряда ступ, в которых пеньковая масса подвергается раздроблению пестами, поднимаемыми кулаками водяного вала. Полуобработанный материал затем идет в трепальную мастерскую. Выпряденная из пеньки или льна пряжа, как правило, проходит еще через одну стадию обработки; она проваривается, отбеливается, и высушивается, после чего только может считаться готовой для снования и тканья. Варка производится в больших котлах, беленье (бученье) — в жестяных чанах, куда засыпается зола, содержащая поташ). После окончания процесса побелки пряжу отжимают на особых аппаратах (в России в XVIII в. они назывались «жомами»), а затем высушивают на деревянных барабанах. Все операции носят исключительно ручной характер.
Наконец, в области аппретуры (окончательной отделки) полотняных тканей мануфактурный период знает применение элементарных машин, в виде п р е с-сов и лощильных аппаратов (роллов). Образцом первого может служить винтовой пресс, применявшийся на итальянских мануфактурах начала XVII в. (рис. 33) и служивший для сглаживания полотен и придания им глянца. Здесь рабочий при помощи крюка и деревянной колодки производил вращение винта вверх и вниз, т. е. выполнял чисто двигательную функцию.
В отличие от пресса ролл представлял собой вертикальный круглый столб, рабочий вал которого производил лощение материи путем ее прокатки. На русских мануфактурах XVIII в. роллы приводились в движение животной силой.







Материалы

Яндекс.Метрика