Суконное производство

При обработке шерстяных волокон и тканей существенное значение уже в мануфактурный период, как и в эпоху машинной индустрии, имеет распадение производственного процесса на два резко отличных друг от друга участка: 1) производство сукон из короткой и рыхлой шерсти и 2) производство так наз. камвольных материй из жестких, длинных и извилистых сортов шерсти. Наибольший интерес для нас представляет техника суконной — в собственном смысле этого слова — мануфактуры. Как уже отмечалось, в своей классической английской форме она представляет в XVII—XVIII вв. тип «рассеянного» предприятия, с концентрацией в самом помещении мануфактуры только окончательных операций сукноваляния,окраски и стрижки сукон и лишь иногда их тканья. Применение ручного инструментария на главных звеньях производственной цепи обеспечивала подобную децентрализацию производства. В России XVIII в. суконное производство как новая отрасль мануфактуры, возникшая из непосредственных нужд военно-бюрократического аппарата, принимает, наоборот, централизованные формы по преимуществу. Но и в том, и в другом случае общий характер технологического процесса остается неизмененным, причем для обеих форм типична широкая дифференциация производственных операций. Общая картина состояния суконного производства нарисована в одной английской балладе первой половины XVII в.,. которая дает, быть может, тип «собирательной» мануфактуры, объединяя отдельные территориально-разработанные участки производства в одно помещение. Из текста баллады видно, что первой операцией на мануфактуре была отборка «тонкого от грубых шерсти сортов», чем занимался специальный рабочий — разборщик. Затем шерсть переходила в руки красильщика, который после окраски передает ее мотальщику, пропитывающему материал маслом; на этом заканчивается предварительная химическая обработка шерсти. Следующая операция — расчесывание мягкой суконной шерсти кардами (камвольная шерсть чешется гребнями, аналогичными употребляемым для льна), представляющими доски, поверхность которых усеяна мелкими зубьями разной формы и толщины. Кардование — одна из наиболее тяжелых ручных операций, занимающих большое количество рабочих. Расчесанная шерсть готова уже для прядения на прялке, более употребительном, как уже было выяснено, аппарате при изготовлении суконной пряжи, чем самопрялка. Готовая нить перематывается на шпули и отправляется к ткачу. Последний, укрепив основу (полученную, очевидно, со сновального барабана), вытыкает — по ценному свидетельству автора баллады — не только простую, но и узорчатую материю. После этого рабочий красильщик-растиральщик очищает сукно от масла и соринок, а другой рабочий — щипальщик — выщипывает с поверхности сукна узелки. Подобно всем предыдущим, операция сукноваляния описывается в балладе также как исключительно ручная: сукновальщик со своим штоком производит валяние сырой ткани. Последние операции, которым подвергается сукно, согласно нашему источнику, это поднятие верхов материи (ворса), выполняемое ворсовальщиком, и стрижка ворса стригальным мастером, имеющим в руках особые ножницы. Несмотря на художественную форму описания и некоторую его неполноту (отсутствует, напр., указание на аппретурные операции — прессование и др.), схема работ суконной мануфактуры, данная в баллладе, в целом соответствует действительности. Подтверждением этому служит серия картинок, воспроизводимых с обложки одной английской брошюры
XVII в. и изображающих основные звенья производственного процесса изготовления сукон и употребляемые здесь ручные орудия труда (рис. 34). Примерно таковым же было техническое состояние русской централизованной суконной мануфактуры середины
XVIII в. согласно «Суконному регламенту» 1741 г. Поступающая на предприятие шерсть подвергалась последовательно мытью,, разборке по сортам, кардованию и скреблению (вспомогательная чесальная операция), наконец прядению. Полученное на станке суровье подвергалось валянию не вручную, а на вододействую-щих мельницах, иногда находящихся на самом предприятии, в некоторых же случаях удаленных от последнего на значительное расстояние. Затем следуют обычные операции — поднятие ворса, стрижка ножницами, окраска и прессовка. Аппараты для прессования сукон ничем, повидимому, не отличались от применявшихся для аппретуры полотняных тканей. Крашение сукон и в России, как и на Западе, было чрезвычайно ответственной операцией и требовало высокого искусства специалистов-мастеров. Самостоятельные красильни устраивались поэтому только на самых образцовых мануфактурах, куда привозились для окраски ткани с близлежащих предприятий.
Обзор техники суконной мануфактуры убеждает нас в том,, что эта ведущая отрасль текстильной промышленности почти целиком покоилась на системе ручных орудий и что технологический процесс здесь больше, чем в какой-либо другой мануфактуре, зависел от личного мастерства и виртуозной сноровки частичных мануфактурных рабочих.
Наиболее важной из машин, применявших механический двигатель и работавших на вспомогательном участке суконного производства, была гидравлическая сукновальня. Первые сукновальные мельницы появились еще в X111-Х IVвв. в Англии и Германии (Дугсбург), но имели очень несовершенную конструкцию.1 В XVI в. сукновальни со штоками получают широкое распространение в Италии. Одна из таких машин описана у Цонка и воспроизводится на рис. 35. На заднем плане справа — черпальное колесо, направляющее воду по каналу в сукновальное корыто, слева — водяное колесо, от которого при помощи четырех подъемных кулаков получают движение сукновальные молоты (штоки). В XVIII в. в Англии сукновальная мельница становится обязательной частью всякого крупного суконного предприятия.
На ряду с водяными мельницами, как главным аппаратом для валяния сукон, в мануфактурный период получают для той же цели некоторое распространение ветряные установки. Описания таких мельниц с ветряным двигателем встречаются в голландских сочинениях первой трети XVIII в.
Другое звено суконного производства, подвергшееся частичной механизации в мануфактурный период, это операция ворсования материй. Еще у Леонардо да-Винчи мы встречаем изображение двух ворсовальных машин, одной — ручной, приводимой в движение человеком, другой —• действующей конной силой. Последняя изображена на рис. 36. Сукна накладываются в длину между двумя валами и проходят под бруском А, к которому неподвижно прикрепляются ворсовальные доски. Такие аппараты получают, повидимому, широкое распространение в итальянской суконной промышленности XVI в. Их производственное значение отмечает в своем сочинении Цонка. «Благодаря такой машине, говорит он, — один рабочий может в короткое время обработать много локтей сукна, причем гораздо лучше, чем это делалось прежними способами». В отличие от станка Леонардо, в конструкции машины, описанной у Цонка, ворсовальные приспособления насаживаются на вращающиеся валы, над которыми движется ткань. Кроме того, здесь имеется нижний приемный вал, наматывающий на себя обработанные сукна. Он приводится в движение при помощи лопастного колеса, на которое ступает мальчик,, одновременно растягивающий одной рукой материю.
Таковы наиболее важные достижения в технике шерстяной мануфактуры в XVI—XVIII вв.







Материалы

Яндекс.Метрика