Реки и каналы как пути сообщения

Несмотря на увеличение дорожной сети к XIII—XV вв., дороги с их неудовлетворительными качествами, с опасностью разбоев не могли привлекать масс людей, уже передвигавшихся в эти века из города в город или из страны в страну, как купцы, студенты, монахи и священники, свободные ремесленники, паломники, рыцари. Все эти странники предпочитали более дешевый, удобный и безопасный речной путь. Переправлялись* не только по большим, многоводным рекам, как Дунай, Рейн (с его притоками Майном, Мозелем), Мёза, Шельда, Эльба, Рона, Луара, Гаронна, Сена, По, Арно, Тибр, но и по маленьким речкам и даже реченкам. Это значение внутренних водных путей рано натолкнуло на мысль о каналах, которыми можно было удлинить и сделать непрерывными эти пути, соединяя удобным сообщением места, куда иначе вели лишь обходные дороги. Самое раннее упоминание о прорытии канала^относится к началу IX в., когда Карл Великий задумал соединить Дунай с Рейном, связав каналом приток первого Альтмюль с притоком Майна (впадающего в Рейн) Редницем. Этот замысел остался неосуществленным, хотя доныне сохранились следы начатой работы. Давно известны каналы в Нидерландах, где они служили для осушки лугов и для судоходства. Для орошения, как и для судоходства, служили каналы в южной Франции и особенно в Ломбардии (северная Италия), где уже в XI в. поняли большое значение каналов для водного торговаго транспорта; таковы были каналы между реками Тичино и Аддойиканал, соединяющий Милан с Павией. В Германии в конце XIV в. был прорыт канал, соединявший р. Эльбу с Балтийским морем.
В середине XV в. в Ломбардии начали строить камерные шлюзы и в связи с этим ряд североитальянских республик проделал очень большую работу для поднятия судоходства на ломбардской низменности. Леонардо да-Винчи (1452—1519), живший много лет как-раз в Милане и во Флоренции, в своих тетра-. дях с набросками разных механизмов оставил несколько рисунков, изображающих прорытие русла канала сухопутными экскаваторами в виде больших деревянных машин с топчаками и поворотными кранами, относящими в стороны бадьи с землей (рис. 41); сохранился также рисунок, изображающий канализированную реку с рядом косопоставленных водосливов и с камерными шлюзами. Все эти чертежи отражают в данном случае ©живленное проектирование и каналостроение в северной Италии. Сам Леонардо проектировал соединить каналами Флоренцию со Есеми крупными городами Тосканы.







Материалы

Яндекс.Метрика