Металлообработка

Металлообрабатывающее производство было одной из самых оживленных областей ремесла, начиная с самых ранних периодов Средневековья. Оно развивалось, с одной стороны, в связи с потребностями военной "техники (эта черта проходит непрерывной красной нитью через всю рассматриваемую эпоху); с другой стороны, оно расширялось в связи с не менее настоятельными потребностями феодального общества, в предметах мирного обихода.
Техника горячей металлообработки в основном, на протяжении всего Средневековья, сводилась к процессу ковки. Этот процесс совершенствовался чрезвычайно медленно или почти вовсе не совершенствовался. Но несмотря на такой технический застой, изделия средневековых кузнецов нередко обнаруживают необычайную тонкость работы и достигают подчас настоящей художественной законченности. Такое сочетание примитивной техники и высоких качеств процукции весьма характерно для средневекового ремесла. Средневековой мастер, опутанный' правилами цеховой работы, неохотно допускавшими какие-либо новшества, не только не старался повысить технику своего труда, но, наоборот, гордился уменьем сработать вещь при помощи только самых простых инструментов. Все искусство заключалось в большей или меньшей виртуозности мастера, в индивидуальной изощренности его приемов; застылые формы производства не давали свободы техническому совершенствованию. Орудиями горячей металлообработки были, прежде всего, молот и наковальня;холодной — резец, напильник, сверло, клещи. Этот небольшой инвентарь простых ремесленных инструментов заключал в себе, однако, громадное разнообразие каждого вида. Мастер X в., монах Феофил, написавший трактат под названием «Записка о различных ремеслах», перечисляет громадное количество всевозможных напильников, сверл, резцов, щипцов, молотков и т. п., устанавливая, таким образом, несомненную уже в ту эпоху дифференцированность простого орудия, которым работал средневековой ремесленник, когда он занимался тонкой металлообработкой. Крупными металлообрабатывающими орудиями являлись плющильные молоты, которые, благодаря применению водяного колеса, превратились в сложные механические устройства (молоты лобовой, средне-бойный и хвостовой в XIV—XV вв.). Эти огромные плющильные молоты (500—1600 кг весом), приводившиеся в движение водяным колесом, представляли собой механизм целого «молотового завода», на котором обжимали готовые крицы.
В больших мастерских с XV в. применялись сверлильные станки (напр., для рассверливания готовых каналов в стволах бронзовых пушек), токарные станки, шлифовальные станки (напр., для шлифовки дорогих клинков), винторезные станки и станки для нарезки напильников. Особое устройство имела волочильня для проволоки (см. ниже о проволоке).
Холодное оружие ковалось в большом количестве еще галлами и германцами; с ранних веков клинковый материал составлял даже предмет вывоза на Восток. Изготовлением прекрасного кованого оружия во времена лангобардов (VI—VIII вв.) славилась северная Италия; после походов Фридриха Барбароссы (XII в.) за Альпы искусство итальянских мастеров перекинулось на Рейн; город Золинген стал снабжать клинками всю северную Европу и до наших дней сохранил значение крупного металлообрабатывающего центра. В позднее Средневековье лучшее оружие изготовлялось попрежнему в северной Италии (Милан и Бресшия) и в ряде южнонемецких городов (Пассау, Нюрнберг, Аугсбург). В общих чертах процесс изготовления меча был таков: ковка черного клинка, его цементация, шлифовка на шлифовальной мельнице (с XIII в.) и вторичная цементация, так как при шлифовке стиралась часть поверхностного стального слоя; отделка клинка полировкой; снабжение его рукоятью и ножнами.
Не меньшее искусство, чем в ковке мечей, проявляли кузнецы и оружейники в изготовлении оборонительного вооружения. Кольчуга делалась из множества проволочных колец, свернутых из отрезков проволоки, концы которой были сплющены и соединены заклепкой. Для кольчуг требовалось такое количество проволоки, что в производстве последней, не в пример остальным отраслям металлообработки, произошел решительный сдвиг именно в технике. Прогресс заключался в том, что проволоку, которую первоначально ковали молотом, стали получать путем волочения. Способ волочения металла через глазки стальной волочильной доски выработался в Вестфалии, где было особенно развито производство кольчуг. В XIV в. утомительное и медленное ручное вытягивание, при котором проволока захватывалась щипцами, а мастер сидел на подвижном сиденьи (на качелях), сменилось волочением с помощью водяного колеса, впервые примененного в Нюрнберге и в Аугс-бурге, или небольшого ворота. Это давало возможность более продуктивно волочить сразу значительные куски проволоки, не перехватывая ее часто щипцами, что оставляло зазубрины. В ювелирных мастерских Франции и Италии серебряная и золотая проволока, вытягиваясь из глазков волочильной доски, наматывалась на небольшие барабаны.
Из листового железа, без швов и сварки, ковались цельные шлемы; в XV в., когда кольчугу повсеместно заменил пластинчатый доспех, северноитальянские и южнонемецкие мастера достигали необыкновенного искусства, стремясь к тому же украсить свои произведения гравировкой, чеканкой, травлением. По цеховому постановлению ни один доспех не выпускался, не будучи испытан в отношении сопротивляемости пробойной силе пуль.
Самыми громоздкими коваными предметами, не считая пушек, появившихся в середине XIV в., были корабельные якоря. Они ковались по частям, отдельно стержень и лапы, и сваривались в специальном большом горне, в портовых кузницах. Работа производилась тяжелыми ручными или, позднее, водяными молотами. Железные крицы и готовые части якоря поднимались и переносились кранами.
Первые пушки и бомбарды (половина XIV в.), кроме многочисленных литых бронзовых, были кованые железные. Последние даже предпочитались, так как бронза была недостаточно крепким и довольно дорогим материалом. Железные пушки ковались из продольных сваренных между собою полос, составлявших ствол, на который нагонялись непрерывным рядом накаленные железные кольца, так что пушка имела ребристую поверхность. Такова «Бешеная Грета» — железная пушка XIV в., стоящая на площади города Гента (см. рис. 26). Самые крупные ядра для бомбард и больших пушек были каменные, но средние ядра были кованые железные (наравне с ними были и литые бронзовые); и те и другие скоро были заменены первыми литыми чугунными ядрами.
Важную отрасль кузнечного дела составляло изготовление сельскохозяйственных орудий — цементованных лемехов, серпов, кос, железных топоров, лопат, вил и т. п. — и инструментов самих кузнецов, плотников, каменщиков, рудокопов и др. Коса крестьянина не всегда служила ему для мирного сенокоса; кузнецы умели превращать ее в «боевую» косу, несколько изменяя лезвее (что строго им запрещалось); тогда она становилась грозным оружием в руках восставшей крестьянской массы в периоды мелких ли местных, очень частых движений среди вилланов против сеньера, или во времена крупных крестьянских восстаний, каким была в XIV в. во Франции жакерия.
Кроме перечисленного ковались еще предметы самого разнообразного назначения, потребные для ежедневного обихода и труда. Из проволоки делали иголки, расходившиеся из Нюрнберга по всей Западной Европе; из проволоки же приготовляли струны для музыкальных инструментов; существовали мастерские наперсточников; мастера-специалисты с большим искусством и тонкостью делали сложные замки; с неменьшим искусством ковались решотки самого затейливого иногда рисунка; ковались ножи для ежедневного употребления и вилки, служившие для поворачивания жарившегося мяса (при еде вилки употребляли уже в XI в. в Италии); ковались ножницы для стрижки овец, шерсть которых в поместьях раннего Средневековья выдирали руками, так что животное обливалось кровью, но в последующие века стали стричь ножницами; изготовлялись ножницы для снятия ворса с сукон, а также ножницы портняжные. Остается назвать еще металлические части сбруи, подковы (появились в IX—X вв.), гвозди (мелкие и особенно крупные для построек и судов), петли, наковки на двери и т. п. Кроме того, следует упомянуть о чеканке монет, производившейся в течение большей части Средневековья ручным способом, посредством штампов, при дворах многих крупных феодалов, обладавших правом чеканки монеты.







Материалы

Яндекс.Метрика