Типы и планы средневековых сооружений

Два одинаково живых течения определили средневековые постройки: с одной стороны, это было развитое строительство римлян, с другой — совершенно не развитое, но рано начавшее определяться строительство варваров. В отношении материала для первого характерен камень, для второго — дерево.
В Италии среди коренного населения, преобладавшего над вторгавшимися варварами (остготами, лангобардами), по прямой традиции от римлян продолжали строить жилища типа каменного римского дома, хотя план и техника выполнения стали проще и грубее; в Галлии, особенно южной, куда до прихода германцев этот тип был занесен из Италии, он привился как жилище галло-римлянина, землевладельца или горожанина; коренное кельтское население галльской деревни жило несомненно в домах своего, не римского типа, более всего деревянных. Когда германские племена выступили на арену западноевропейской истории, они уже обладали некоторой- техникой деревянного строительства, хотя иногда прятались от зимней стужи просто в землянки, укрытые сверху навозом.
Однако ко времени образования варварских государств (V—VI вв.) во всех местах расселения германских племен строили дома германского типа, состоявшие из одного общего помещения, где находился очаг, и нескольких жилых и хозяйственных отделений. Это жилище обыкновенно строилось из дерева. Разви- -вая первичный тип шалаша, постройка в лесистой местности, в снежном и дождливом климате севера, скрывалась под сильно вытянутой вверх остроконечной крышей (намечалась будущая готика). На почве Галлии, давно знакомой с каменным римским строительством, нижний этаж клался из камня, верх надстраивался из дерева. В северной Италии лангобарды много строили из кирпича. Вскоре на жилище отразилось уже определившееся классовое расслоение общества.
Дом германского типа в том виде, в котором он, хотя и полуразрушенный, сохранился до наших дней, представляет собой дом правителя или магната. Древнейший пример — вестготский дворец в Наранко (Испания), относящийся к середине VIII в.; тот же тип германского дворца повторился и в известных дворцах Карла Великого (768—814 гг.) в Аахене и Ингельгейме (к западу от Рейна). Он имел два этажа, в верхнем был крытый коробовым сводом зал с двумя входами и лестницами, внизу находились жилые помещения. Для обычных домов городских и тем более сельских имеется мало сведений за весь промежуток времени, примерно до XII в. За это время (именно с IX в.), как было указано, развилось и определилось только укрепленное жилище рыцаря — замок, где и в каменной постройке сохранились некоторые принципы предыдущего деревянного строительства.
Сведения о средневековом крестьянском доме очень скудны даже для позднего периода. Наиболее освещен вопрос в отношении германского деревенского дома, отразившего в своей конструкции народное строительное творчество германских племен, северных и южных. Различают три типа домов: нижненемецкий или саксонский (на северогерманской равнине); средненемецкий или франконский (на Рейне, в Тюрингии, в Чехии, частью в Австрии) и верхненемецкий или горный (в Шварцвальде, Баварии, в альпийских областях). Главные черты этих построек, повторяющихся в общем до нашего времени в среднеевропейской деревне, следующие: саксонский дом — деревянный или фахверковый — имеет один этаж и заключает под одной высокой двускатной (соломенной или тростниковой) крышей как жилые, так и хозяйственные помещения и хлевы для скота. Вход в дом — со щипцовой стороны в большое среднее помещение, вокруг которого тесно группируются все остальные и в центре которого стоит очаг. Франконский дом — также деревянный или фахверковый — имеет два этажа и не соединяет жилых помещений под одной крышей (обычно гонтовой) с помещениями для скота и сараями; около дома имеется двор и несколько хозяйственных пристроек. Вход — с продольной стороны здания. Горный дом —деревянный,на высоком каменном основании — имеет два этажа и хотя и соединяет жилые и хо~ зяйственные помещения под одной крышей, но не допускает между ними той тесной связи, как в саксонском доме с его центром вокруг очага.
Типы деревенских домов отразились и на городских домах, связанных, в отличие от сельских, своим фасадом (очень часто увенчанным ступенчатым шпицом) с улицей. До XIII—XIV вв., особенно в Германии, не было каменных домов в городах. Позднее строились как деревянные, так и каменные или кирпичные дома, образцы которых сохранились в большинстве старых европейских городов. Особенно часты фахверковые дома с забуткой из кирпича или щебня; щебенная забутка покрывалась штукатуркой, которую украшали росписью. В Италии, ко времени возвышения городов (XIII в.), было уже очень много каменных домов, подражавших в архитектуре неприступным рыцарским замкам. В большинстве городов были ратуши. Эти здания, служившие центрами городского самоуправления, относятся к позднему периоду Средневековья. Составляя, на ряду с соборами, гордость богатых самостоятельных городов, ратуши были нередко замечательными произведениями строительного искусства и техники. Это — готические здания с высокой башней с часами, с большим залом для собраний муниципалитета, с галлереями в нижнем этаже для торговых рядов. Во многих старых городах средневековые ратуши стоят до сих пор; напр., ратуша во Флоренции, в Сиене, в ряде немецких и особенно фландрских городов и т. д.
Первые века феодализма не могли еще дать ни синтеза обоих начал — римского и варварского, — ни порожденного их взаимодействием какого-либо нового направления в строительстве. Определенная манера строить, или стиль, появляется лишь на исходе раннего Средневековья, а именно в XI в., когда вырабатывается так наз. романский стиль (XI—XII вв.), за ним— так наз. готический стиль (XII—XV вв.). Последующий период Средневековья отмечен началом стиля Возрождения (XIV—XV в.) в Италии.
Господство церкви, которая в течение средних веков обладала объединявшей весь феодальный мир идеологической (равно как и экономической) властью, отразилось на средневековом строительстве в том отношении, что наибольшие средства и максимальное техническое уменье направлялись на создание храма. В средние века церковное зодчество является ведущим
(при сосуществовании с чрезвычайно развитым военным строительством, на котором вырабатывалась в значительной мере техника). Церковные постройки Средневековья представляли собой многочисленные и наиболее совершенные и выразительные памятники; по ним легче, чем по другим, проследить главные этапы в эволюции конструктивных форм и судить о средневековой строительной технике.
В ранние века (IV—IX вв.) господствующим типом храма была базилика (на ряду с ней существовал еще тип круглой, центральнокупольной церкви). Базилика (ее обыкновенно выводят из римского судебного зала, носившего это же название) представляла длинное прямоугольное здание, вытянутое в восточно-западном направлении (как все христианские храмы). На западной стороне был вход (портал), на восточной — абсида, т. е. полукруглая ниша. Продольный корпус базилики, так наз. корабль или неф, служил залом для собраний верующих; около самой абсиды его пересекал поперечный неф или трансепт, концы которого несколько выступали за стены продольного нефа. Таким образом план базилики в своем очертании был сходен с так наз. «латинским крестом» (крест, одна из лопастей которого длинней, чем три остальные). Круглые центрические церкви развили в своем плане равноконечный греческий крест; этот план господствовал в Византии, но не привился широко на западе. В больших базиликах два или четыре ряда колонн, соединенных архитравами (прямая балка, перекинутая с колонны на колонну) или арками, делили зал на три или пять нефов. В целях освещения средний, более широкий неф был выше боковых: в верхней части его стен имелись окна. Покрытие базилики было деревянное, стропильное, боковые нефы иногда крылись сводами. Кровля была черепичная, свинцовая, оловянная, медная или даже серебряная, над средним нефом двускатная, над боковыми — односкатная. Стены, несшие лишь кровлю и легкие деревянные стропила и не испытывавшие боковых усилий, вначале не были особенно толстыми и клались преимущественно из кирпича.
В Италии сохранился целый ряд базилик IV—VI вв. Для лучшего представления о базилике, как о типе здания, легшего в основу главной массы последующих церковных построек, мы прилагаем очень ясную реконструкцию уничтоженной в XVI в. пятинефной базилики Петра в Риме (рис. б). Примером существующей доныне базилики может служить церковь Аполлинария «в гавани» (VI в.), находящаяся близ г. Равенны, в нескольких километрах от западного побережья Адриатического моря.
Таков основной тип церковного строительства раннего Средневековья, от которого отправляется дальнейшее его развитие.
Переходом от раннесредневекового, преимущественно бази-личного зодчества к романскому послужила эпоха Каролингов -(VIII—IX в.) и Оттонов (X в.). Связь с Востоком — торговля и паломничества — повысила интерес к византийской и армянской архитектуре, к круглым купольным постройкам, отличным от латинских базилик. Произведения этой эпохи, уклонившиеся от базилики, не характерны сами по себе; они важны лишь тем, что подготовили переход к романскому стилю.
Гораздо более сильными и выразительными были постройки романского стиля (XI—XII вв.). Они уже очень разнообразны, соответственно областям, где они возникали (ломбардская и рейнская школы с одной стороны, французская — с другой), но вполне возможно выделить их общие характерные черты, создающие простое и согласованное в своих частях целое. Прежде всего — это возврат к базилике, к которой тяготело западноевропейское зодчество, временно оторванное от этой основы предыдущим периодом в смысле плана и конструктивных принципов. В XI в. вновь стали строить обширные однонефные или многонефные здания. Но новой и чрезвычайно важной чертой (ее подготовила предыдущая эпоха с ее интересом к купольным покрытиям) явилось применение крестовых (т. е. перекрещивающихся) коробовых сводов над всеми нефами, вместо легко воспламеняющихся деревянных стропил; отсюда — строгий связный план из ряда квадратов, соответствующих каждому крестовому своду (рис. 7). Благодаря большой нагрузке и распору, прежние колонны римской базилики были в значительной мере заменены столбами, а стены стали особенно мощными — черта, связанная с общим стремлением превращать в укрепление любую постройку. Узкие и редкие окна, проливавшие мало света внутрь, не нарушали цельной массивности стен. Каменная резьба украшала только порталы и иногда капители колонн, чередовавшихся с столбами. На западной оконечности здания, фланкируя вход, на восточной — около абсиды, по концам трансепта, а также над средокрестьем возвышались круглые или многогранные,, слитые с корпусом, церкви, башни. Внешний вид романских храмов был тяжел, суров и прост (рис. 8), внутренний — мрачен.
Романское строительство исходило из монастырских центров,, руководилось крупными бенедиктинскими и цистерцианскими аббатствами (XI—XII вв.). Романские храмы — это главным образом монастырские церкви. Но в XII в. уже близок расцвет богатых торговых городов, отвоевывавших у феодала свои права и стремившихся украситься постройками более светлого и легкого типа. Начиналось время возведения грандиозных городских соборов готического стиля.
Несмотря на бросающееся в глаза различие между постройками романского и готического стиля, одной — приземистой, тяжелой, простой и мрачной, другой — высокой, легкой, сложной и светлой, готический стиль всецело обусловлен романским и последовательно из него образовался. Искания строителей,, импульсируемые настоятельными заказами со стороны богатевших, становившихся независимыми городов, которые желали иметь огромные, царящие над всем городом соборы, сводились к следующему: уменьшить массу стен и столбов, выиграть пространство, увеличить высоту сооружения и сделать его светлым. Для этого нужно было облегчить своды и устранить боковой распор стен. Романский крестовый свод, получавшийся от пересечения двух циркульных, коробовых сводов, переработался в крестовый реберный свод, получавшийся от пересечения двух стрельчатых сводов. Ребра (нервюры) свода опирались на пучкообразные сложные столбы, составленные из центрального стержня и окружающих его трехчетвертных служебных колоннок, являвшихся продолжением нервюр. Боковое давление сводов принимали на себя вынесенные за стены здания опорные столбы (контрфорсы), от которых к стенам были переброшены опорные арки (аркбутаны). Таким образом достигалось регулирование бокового давления и максимальное расчленение поверхности свода и стен: сегменты свода забирались легким камнем, а стены, ненужные в качестве опоры, заполнялись расписными стеклами (витражами). Из сказанного следует, что сущность готической конструкции состоит в соединении стрельчатого реберного крестового свода со сложной опорной системой из столбов, контрфорсов и аркбутанов (рис. 9). 1
План готического собора является последним развитием плана римской базилики в три или пять нефов, но без абсиды, которую заменяет так наз. хор с обходом, образуемым продолжением боковых нефов. Вокруг хора лучеобразно расположен венец капелл. Внутренний вид представляется в виде стройных рядов уходящих ввысь пучков тонких колонн, переплетающихся над головой нервюрами стрельчатых крестовых сводов. Здесь господствует вертикальная линия, так как распор от стрельчатой арки свода идет по наиболее близкому к вертикали направлению, и достигнута поразительная высота (ок. 50 м) и легкость (рис. 10). Благодаря полной незамаскированности конструкции, наружный вид готического собора (с юга, севера и востока) производит впечатление остова или скелета. На западном фасаде — одна или чаще две массивные башни (рис. 11) со шпилями (на многих соборах башни остались незаконченными), высота которых достигает 160 м.1
Готические соборы — наивысшее достижение средневековой строительной техники.
Готика зародилась и достигла наибольшего совершенства в северной Франции, откуда она распространилась по окружающим странам. До наших дней сохранились замечательные памятники готической архитектуры в Париже, Амьене, Реймсе, Шартре (Франция), в Страсбурге, Фрейбурге, Кёльне, где собор строился с перерывами с XIII по XIX в. (Германия), в Иорке (Англия), в Бургосе и Толедо (Испания), в Праге (Чехия) и во множестве других городов.
Италия заняла самостоятельное место в отношении готики. Ее готические соборы всегда представляли собой отклонение ют развитой конструкции лучших французских и немецких соборов: они подчеркивали горизонтальные линии, не имели ни сильно заостренной готической арки, ни аркбутанов и стремились к более широким внутренним пространствам в противоположность длинным, суженным и высоким готическим нефам. Принципы готического стиля, выросшего на основе северного деревянного строительства варваров, были чужды итальянцам, которые уже в XIV в. повернули в сторону классических форм, свойственных камню. Возрождение классической древности прежде всего сказалось в строительстве, а именно — в искании новых пространственных распланировок, в применении новых принципов конструктивной системы и, наконец, в характере разработки деталей и украшений; все это было основано на изучении (но отнюдь не на слепом копировании) классических образцов, которыми так богата страна. В плане и в конструкции собора во Флоренции — ведущем центре архитектуры XIV— XV вв. — характерно это соединение готики с началом стиля и техники раннего Возрождения. Готический неф собора соединен с центральнокупольной восточной частью, на восьмиграннике которой поднимается громадный купол, сообщающий постройке новые пространственные пропорции. Модель купола и его исполнение принадлежат одному из знаменитых итальянских мастеров, архитектору Брунеллески (1377—1446 гг.). Он покрыл пролет диаметром в 45.5 м двойным (для большей легкости) куполом (высота — 114 м), охваченным восемью сильными мраморными ребрами, которые образуют пересечения стрельчатых арок (стрельчатость в данном случае — для уменьшения распора стен восьмиугольника). Вся постройка была произведена, несмотря на неслыханный для того времени диаметр, без помощи кружал. Этот купол считается сооружением, заключающим готический период строительства и открывающим новую эпоху Возрождения.







Материалы

Яндекс.Метрика