Противоречия в энергетической базе мануфактуры и поиски нового двигателя

Тенденция капиталистического производства к преодолению недостаточной мощности водяного двигателя и его локальной ограниченности хотя и не могла реализоваться при узком техническом базисе мануфактуры, но нашла свое выражение в появлении нового двигателя — паровой машины. Первые машины этого рода, в отличие от прежних двигателей, лишь преобразовывавших механическую энергию, используют тепловую энергию
, для получения — в качестве результата — механической, но не являются еще тепловыми двигателями в полном смысле слова, так как рабочий ход в них совершается не за счет механического действия ^пара, играющего лишь посредствующую роль: наполнение пространства под поршнем для последующего обра-
. зования вакуума и движения поршня под давлением атмосферы.
Серьезное изучение парового двигателя и попытки создать первые научные элементы пароэнергетики начинаются в середине XVII в. работами французского физика Папе на, который
? сконструировал поршневой аппарат, работавший на атмосферном принципе (окончательное оформление в 1690 г.). Первая практически действовавшая машина была построена в 1698 г. в Англии офицером Т. Савери и представляла собой паровой насос без поршня, осуществлявший всасывание воды атмосферным давлением и нагнетание ее наверх при помощи давления пара. Наибольшую известность, однако, приобретает в мануфактурный период третий двигатель,—изобретенный в 1706—1707 гг. англичанином Ньюкоменом,—в котором атмосферно-поршневой принцип получил свое наиболее совершенное конструктивное оформление. Но и эта машина, просуществовав в течение 3Д века, не вызывает никакой революции в производстве. Объясняется это тем, что все паровые машины мануфактурного периода: а) по своей конструкции неспособны были служить двигательной установкой рабочих машин (насосный принцип, отсутствие ротационного движения);
б) применялись только в горной промышленности для подъемных механизмов;
в) выполняли лишь вспомогательные функции в рабочем
процессе, не вытесняя, а существуя рядом с гидравлическим
колесом, остающимся в течение всего мануфактурного периода
господствующим видом двигателя;
г) потребляли большое количество топлива, что обусловливало низкий к. п. д. и нерентабельность их применения для
нужд мануфактурного производства.
Таким образом паровой двигатель мануфактурного периода не мог разрешить противоречий ее энергетической базы. Революция в двигательном механизме совершается только в ходе промышленного переворота последней трети XVIII в., после изобретения рабочих машин.







Материалы

Яндекс.Метрика