Расцвет мореплавания. Изобретение компаса и переход к океаническому плаванию

Все большее и большее развитие купеческого капитала и области его применения, а также техническое усовершенствование в конструкции судов привели к соприкосновению южного и северного районов торговой деятельности. В XIII в., чтобы избежать трудного и опасного сухопутного передвижения, средиземноморские и ганзейские купцы стали совершать круговые плавания через Гибралтар. Постепенно исчезали и к XV в. сгладились различия между типами кораблей северного и южного флотов; на север проник латинский парус и появилось смешанное парусное вооружение судов; северные верфи стали приглашать опытных южных судовых мастеров: так, генуэзцы работали в Руане, португальцы строили корабли в Нидерландах. К концу Средневековья лучшими судами были португальские и испанские корабли, среди которых выработался тип так наз. каравеллы, ставшей первым кораблем океанских плаваний. Каравелла была разновидностью устойчивого средиземноморского парусного нефа, но меньших, более годных для быстроходности и подвижности, размеров (рис. 45) с усовершенствованным рулем.
В начале расцвета морской торговли и плаваний (XIII-XV вв.), преимущественно южных флотов, появились компас и морские карты. Первое упоминание о пользовании магнитной стрелкой, указывающей направление стран света, относится к началу XIII в.; этот первоначальный компас отмечен у амаль-фитанских моряков, от которых он был, повидимому, заимствован остальными итальянскими мореплавателями, затем французами, испанцами и португальцами и несколько позднее — немцами и англичанами. Компас состоял из магнитной стрелки, укрепленной на кусочке дерева, плававшего в сосуде с водой; вскоре догадались закрыть сосуд стеклом, чтобы защитить поплавок от действия ветра; в середине XV в. придумали помещать магнитную стрелку на острие и вычерчивать розу ветров, делившуюся на четверти. Средневековые карты составлялись на основе астрономических и географических сочинений египетского ученого Птолемея (II в. н. э.), считавшегося непогрешимым авторитетом. Ошибки Птолемея были умножены средневековыми картографами, особенно когда они стали наносить на карту вновь исследованные западными путешественниками (напр.
Марко Поло в XIII в.) страны. Моряков интересовали карты морских побережий (так наз. портоланы, т. е. карты с отметкой всех портов), которые во множестве стали вычерчиваться в XIV в. и по мере растущего уменья пользоваться компасом постепенно освобождались от ошибок, хотя далеко еще не имели вида современных точных карт.
До конца XV в. все описанные выше морские пути проходились способом прибрежного, каботажного, плавания или требовали незначительных пересечений открытого моря. Развившееся искусство применения компаса и выработавшийся стойкий тип корабля дали возможность отважиться на плавание в океане, оторвавшись от берегов, и осуществить давно назревавшую потребность— найти морской путь в Индию и в Китай. Таким образом компас произвел такой же переворот в технике морского транспорта, какой огнестрельное оружие вызвало в военной технике или переделочный процесс в металлургии. Конец XV в. отмечен великими открытиями новых путей и новых земель. В 1492 г. генуэзец Христофор Колумб, в поисках пути к берегам Азии с запада, открыл новый материк — Америку, переплыв Атлантический океан на испанской каравелле; в 1497 г. > генуэзец, проживавший в Англии (откуда и его английское имя),.?•
Джон Кабот, в поисках пути в Китай, открыл берега Лабрадора и остров Ньюфаундленд (т. е. «новонайденная земля») в Америке; в том же году португалец Васко де Гама обогнул мыс Доброй Надежды (южная оконечность Африки) и приплыл в Индию, открыв, таким образом, морской путь, который заменил невероятно трудный, длительный и опасный путь по суше.







Материалы

Яндекс.Метрика