ЭНЕРГЕТИКА

Энергетическая база основных отраслей мануфактурного
производства
Мануфактурный период, с его новыми формами централизованных капиталистических предприятий и концентрацией материальных средств труда, является эпохой широкого распространения механических двигателей, которые только с этого времени начинают играть значительную роль в энергетическом хозяйстве западноевропейских стран. Однако главной двигательной силой в ведущих областях промышленной и сельскохозяйственной техники продолжает оставаться человек, который выполняет эту функцию на ряду с собственно-рабочими операциями по воздействию на предмет труда. Это обусловливается природой мануфактурного производства, базирующегося на системе ручного труда.
Кроме того, в крупном масштабе человеческая сила, эмансипированная от непосредственного участия в трудовом процессе, т. е. являющаяся лишь двигательной силой, используется в некоторых специальных областях (строительное дело, подъемные механизмы, насосы, гребные суда, мотальные барабаны в канатном деле и т. д.), главным образом, в форме принудительного (крепостного) труда. Но так как человек «крайне несовершенное средство для производства ... непрерывного движения» (Маркс)1 и слабый источник мускульной энергии, а мануфактура делает часто технически необходимым равномерность хода производственных операций и заставляет приводить в движение крупные аппараты и механизмы, на некоторых участках мануфактурной промышленности получает применение животная сила (лошадь, вол).
Главная сфера распространения животного двигателя — горное дело (рудоподъемные установки, водоотливные машины, транспортировка руды и угля на поверхность земли).
Из механических двигателей в мануфактурный период известны два вида: ветряной и водяной. Оба они достались мануфактуре от ремесленной техники, но только на новой материальной основе их внутренние ресурсы обнаруживаются в полной мере. Ветряная мельница применяется, главным образом, в тех странах, где естественные запасы воды по тем или иным причинам не могут быть использованы для промышленных целей. Наибольшую роль она играет в экономике Голландии (с XVII в.) и германских государств. Мы находим ее здесь на разнообразных участках производства (суконные предприятия, бумажная мануфактура, металлообработка, мукомольное дело).ь Недостатком ветра как двигательной силы был, во-первых: его непостоянный характер и, во-вторых, «неподчинение» его контролю со стороны человека. Вследствие этого ветряной двигатель по существу противоречил природе капиталистического производства, требовавшего постоянного и неразрывного течения технологического процесса, не зависящего от случайностей и капризной изменчивости сил природы. Этой задаче гораздо больше соответствовал двигатель, использующий энергию воды.
Гидравлическая машина становится, поэтому, в мануфактурный период господствующим типом механического двигателя и достигает теперь классической поры своего технического развития. Система гидравлических сооружений является энергетическим базисом для металлургии, железоделательного производства, военных заводов, бумажной промышленности и многих других областей мануфактуры. Все развитие машин в XVII—XVIII вв. и, в первую очередь, важнейших из них, выступающих как элемент мельниц, связано с применением водяного колеса. Благодаря гидравлическому двигателю в мануфактурный период созданы были технические контуры будущего фабричного производства с его характерной структурой системы машин (двигатель — передаточный механизм — рабочая машина). Вместе с тем в недрах мануфактуры развивались постепенно те противоречия, которые привели потом (в последней трети XVIII в.) к ликвидации водяного колеса и революции в энергетике. Возрастающая мощь производственных механизмов и территориальное расширение рамок производства не могли не обнаруживать в отдельных случаях ограниченности водяного колеса и его недостаточной мощности. Этим объясняется то, что в конце мануфактурного периода начинаются поиски нового, более мощного двигателя, использующего тепловую энергию пара. Паровая машина, появившаяся в конце XVIII в., не вызывает никаких существенных сдвигов в мануфактурной технике, но является одним из элементов созревающего внутри мануфактуры машинного производства.







Материалы

Яндекс.Метрика