НАРОДНЫЕ ДЕМОКРАТИИ

Советский Союз больше не является единственной в мире социалистической страной. В период между двумя мировыми войнами страны Восточной Европы, в большинстве своем новые государства, вышедшие из состава старых Турецкой, Австрийской, Германской и Российской империй, находились в руках помещичьей и торговой олигархии, тесно связанной с иностранными капиталистами — вначале англо - французскими, а затем немецкими. В самом начале второй мировой войны эти страны вошли в состав или были завоеваны гитлеровской Германией и использовались нацистами для нападения на Советский Союз. Когда немецко - фашистские армии были отброшены Советской Армией, народы этих стран одновременно освободились и от нацистов и от сотрудничавших с ними своих правящих классов.
Правительства, сформированные после освобождения, были смешанными — их главную силу составляли элементы, которые поддерживали движение сопротивления нацистам, — в основном (но не исключительно) промышленные рабочие и крестьяне - бедняки. К ним вначале присоединились элементы из старых либеральных и крестьянских партий, которые не запятнали себя сотрудничеством с немецкими фашистами, но по существу были партиями буржуазными и полагались на поддержку Англии и Америки. За несколько лет эти правительства доказали неспособность выполнять свои функции. Буржуазные политиканы препятствовали широкому размаху восстановительных работ, которые только и могли дать этим странам возможность встать на собственные йоги в экономическом отношении. Рабочие и крестьяне предотвратили возврат к прежней капиталистической экономике во всех этих странах, за исключением Греции, которой английские вооруженные силы и американская военная «помощь» навязали открыто реакционнее правительство.
Когда на международной арене развернулась «холодная война», компромисс стал далее невозможным, и народ, мнение которого выразила политически наиболее сознательная его часть — организованные рабочие, — избрал социалистический путь развития. Это был нелегкий путь. Все проблемы, которые возникали перед молодым Советским государством, встали также и здесь: разруха, голод, немногочисленность и разобщенность технической и административной интеллигенции, еще живые традиции капитализма в среде торговцев и зажиточных крестьян в сочетании с реакционным влиянием духовенства.
Но это были не единственные проблемы. Политика «холодной войны», которая порвала прежние торговые связи этих стран, расстроила установившееся там производство и лишила их сырья, которым Советский Союз, поскольку он был занят восстановлением своей собственной экономики, не мог их обеспечить. Позднее напряженная обстановка «холодной войны» потребовала, чтобы в самые сжатые сроки была достигнута экономическая независимость, а также проведено перевооружение и увеличены вооруженные силы. Так как большинство стран Восточной Европы в прежние времена были, по существу, полуколониальными поставщиками сырья и имели лишь горнодобывающую и легкую промышленность, это означало необходимость создать любой ценой тяжелую индустрию, используя при этом большей частью местные ресурсы и труд рабочих, еще вчера бывших крестьянами. Норма капиталовложений была высокой, и это неизбежно отразилось на степени улучшения уровня жизни. Отсутствие собственного опыта и недостаток оборудования вызвали большие трудности. К тому же эмигранты, щедро финансируемые Соединенными Штатами, проводили кампанию саботажа и враждебной пропаганды, преувеличивали каждую ошибку и раздували каждое движение оппозиции. Ряд ошибок действительно был совершен, — одни из них были неизбежны, а другие были порождены некоторыми отрицательными сторонами влияния Советского Союза, который сам только что оправился от войны. Недостаточно учитывались национальные и культурные особенности различных стран и имела место чрезмерная подозрительность в отношении политической благонадежности, которая привела к репрессиям и нарушениям законности.
Однако в конечном счете действительный прогресс стран народной демократии за несколько лет существования социалистического строя производит очень сильное впечатление. Города восстановлены, фабрики переоборудованы, ряд промышленных центров создан заново, сельское хозяйство в значительной степени механизировано, сеть учреждений здравоохранения увеличена, система образования расширена и поставлена на службу всему народу. Несмотря на все трудности, там не существует возможности возврата к прежнему положению. Каждая страна, несомненно, изберет такой путь к социализму, который является наиболее подходящим для ее национальных особенностей и культурных традиций. Об этом свидетельствует случай с Югославией, одной из стран народной демократии, которая на некоторое время совершенно порвала свои отношения с Советским Союзом и перестала испытывать его влияние. Несмотря на всяческую помощь, предлагавшуюся Соединенными Штатами, и большие внутренние экономические трудности, возврат к капиталистическим формам в Югославии был весьма ограничен и был сохранен контроль над тяжелой промышленностью, являющийся существенной чертой социалистической экономики. С уменьшением напряженности, вызванной «холодной войной», существенное и далеко идущее превосходство социалистической системы над капиталистической будет значительно ярче продемонстрировано всеми этими странами, а враждебно настроенные группы народа можно будет вновь привлечь на сторону социализма принятой в настоящее время более мягкой и демократичной политикой.
Что касается ученых и педагогов, то для них такое примирение особенно необходимо. Уже на первых порах в странах народной демократии возможности для ведения научной работы и преподавания, оборудование и число студентов лимитировались лишь скоростью, с которой ученые могли обучать новые кадры.
В течение последних нескольких лет мне случалось бывать в Польше, Чехословакии и Венгрии, и там я увидел новый быстрый подъем научной деятельности. Например, физические лаборатории Варшавского университета оборудованы лучше всех английских и уступают только лабораториям СССР и США. А ведь эти лаборатории пришлось заново полностью восстановить из руин, оставленных немецкими фашистами. В Веспреме (в Венгрии), где со времен турецкого нашествия XVI века не было ни одного высшего учебного заведения, за три года был создан новый технический институт, в котором детям крестьян вовсе еще недостроенных лабораториях, строительству которых они помогают, преподается современное химико - инженерное дело. Уничтожение классовых барьеров, в частности в области образования, высвободило такое богатство новых талантов и способностей, что нехватка административных работников будет скоро возмещена, и уже теперь проводятся новые мероприятия, которые полностью преобразуют экономику этих стран. Это на деле доказывает, что при капитализме люди обладают большими скрытыми творческими способностями, чем они могут их проявить, и что народы всех стран смогут всесторонне применить их тогда, когда ничто не будет мешать им для этого.







Материалы

Яндекс.Метрика