Социальная ответственность

К чему привели бы такие преобразования науку и культуру вообще, по существу, нельзя предсказать. Если бы мы знали заранее все ответы, то не осталось бы места для науки. Однако на основании исторического опыта мы вполне можем сделать вывод, что построение бесклассового общества привело бы к небывалому оживлению научной деятельности, к созданию новых великих трудов человеческой мысли и человеческого творчества. Духовная жизнь, в которой все люди принимали бы участие, более тесно связалась бы с практическими задачами человечества, стала бы более разумной.
Новый тип общества, которое сознает свое собственное развитие, являющееся делом солидарной ответственности всех его граждан, непременно должен выработать на этой основе свою мораль, которая, включив в себя весь накопленный опыт, может достичь таких новых вершин, которые мы в настоящее время можем себе только смутно представить. Новая техника, новая наука не могут функционировать ни при старой морали, ни при старой экономической и политической системе. Новая мораль будет означать гораздо более высокий уровень личной и коллективной ответственности по сравнению с любым достигнутым в прошлом уровнем ответственности, ограниченным в его тогдашнем виде традиционными требованиями семьи и рода.
Отсутствие знания само собой означает отсутствие ответственности. Когда люди не могли понять или поставить в связь со своими действиями ни счастливый, ни несчастный случай, то они вполне справедливо полагали, что ими управляют другие силы: слепая судьба, добрые или злые боги. Что касается чувства личной ответственности, то в этом случае оно было косвенным. Если человек не мог управлять стихиями, то он мог, по крайней мере, попытаться управлять самим собой, а когда человек пренебрегал этим, игнорируя обычаи племени или веления богов, он терпел неудачу, и последствия сказывались на общем бедствии. Однако ответственность, предполагаемая этой концентрацией праведности и греховности, слепа. Ее принятие может только привести к благочестивой приверженности к племенным ритуалам и табу. Даже в век капитализма ответственность ограничивалась индивидом и измерялась просто деньгами. Если человек жил честно и содержал свою семью, то он выполнял свою наиболее важную обязанность перед обществом. Невзгоды бума и кризиса, безработицы, трущоб и войны его не касались.
Было время, когда невежество было благочестием. Господ в классовом обществе вполне удовлетворяло, чтобы народ знал не больше, чем это необходимо для его работы, и в особенности чтобы он совершенно не интересовался основами самого общества (531). Теперь, когда выросло знание и расширился опыт, такая слепота больше не допустима; в самом деле, ни одно современное развитое в промышленном отношении общество не может допустить и перенести это, а ответственность вновь становится коллективной и сознательной ответственностью. События научили нас, по крайней мере, тому, что люди — это не обособленные единицы, что их по видимости изолированные действия являются факторами в общем социальном движении. «Непреоборимое» невежество, допустимое и действительно неизбежное в прошлом, теперь становится «поборимым», нетерпимым уже невежеством. Если некоторые люди отказываются понимать или признавать значение увиденного, если, хуже того, с помощью своего контроля над образованием и прессой мешают другим понять значение общественных действий, то они являются явными врагами общества. Когда никто не будет заинтересован скрывать социальные истины — а это может быть только в полном бесклассовом обществе, — только тогда каждый сможет беспрепятственно узреть природу общества, в котором он живет.
Раз обеспечен прочный материальный базис, а природные ресурсы мудро используются, произойдет самое важное изменение — впервые будут высвобождены ресурсы, таящиеся в самих человеческих существах. Во всем мире каждый ребенок, а не только дети привилегированных классов и рас, сможет получить все преимущества образования. Человек свободно сможет всецело приложить свои способности к общему делу. С течением времени люди создадут и изменят общественные формы, через посредство которых они сотрудничают, причем они будут созданы совершенно сознательно, благодаря научным дискуссиям, а их развитие больше не будут направлять деспотические политические боссы или слепые экономические силы. Наибольшие знания о природе и обществе являются настоятельным требованием в любом обществе, руководимом народом в своих интересах, они насущно необходимы и в борьбе за укрепление такого общества. Воплощение этого в действительность влечет за собой распространение подлинного общенародного образования нового типа, о котором я уже говорил. Насколько станет эффективным такое образование, настолько эффективным будут способности всех людей использовать науку я принять участие в ее развитии; с изоляцией науки от остальной культуры и от народа будет также покончено.
Преобразование общества и создание общества, свободного от эксплуатации, может быть осуществлено с помощью науки и только науки. На протяжении длительного периода господства классовых обществ наличная техника никогда не была настолько высоко развита, чтобы обеспечить более чем небольшой избыток продукции над средствами существования, который присваивался господствующим классом. Теперь благодаря науке мы можем сделать этот избыток настолько большим, насколько захотим, однако нищета и угроза войны останутся участью человека до тех пор, пока нельзя будет свободно использовать науку и пока она будет извращаться ради дурных и разрушительных целей. В ходе всех предшествующих классовых битв один класс просто занимал место другого, а эксплуатация продолжалась в иной форме. При переходе от капитализма через социализм к коммунизму эта необходимость наконец исчезнет, производство будет достаточно обильным, чтобы устранить всякую потребность в пролетариате или крепостных. Однако останется потребность и науке, которая теперь не ограничивается немногими специалистами, а является частью жизни всего народа.
Многое еще надо сделать. Первый и труднейший шаг состоит в том, чтобы использовать наши настоящие знания для устранения известного нам зла. Вторым шагом является использование исследований для того, чтобы найти новые средства устранения того зла, которого мы в настоящее время не можем избежать, — исцелить болезни, продлить жизнь и обеспечить счастье для всех. Однако, помимо этого, остаются еще дальнейшие задачи — задачи продолжения и расширения исследований, чтобы открыть еще не известное нам зло, против которого мы в свою очередь должны бороться и которое мы должны уничтожить. Наоборот, в более позитивном смысле мы должны открыть новое и полезное — новые материалы, новые процессы и прежде всего новые и эффективные основы организации общественных действий. Это, в сущности, означает, что задача человеческой мысли только начинается в знании Знание должно иметь своим результатом конструктивное изменение, прежде чем оно сможет обновить себя.
Этими наметками будущего вполне можно закончить книгу, так как цель ее написания состояла в том, чтобы, исследуя прошлое, найти ключ к будущему. Поскольку областью моих исследований была наука, я должен был подчерк - путь ту роль, которую она играет в осуществлении общественных изменений и постановке социальных проблем. Я стремился также показать, каким образом наука может помочь разрешить эти проблемы. Они определенно не могут быть разрешены без науки, от них также нельзя и уклониться.
История общества в прошлом была летописью человеческих намерений, человеческих действий и таких событий, которые гораздо чаще сильно отличались от сознательно преследуемых целей. Она была областью действия сил, которые можно было лишь смутно угадать и которые гораздо легче отождествлялись с существами высшего порядка, для которых люди были игрушками. Когда мы станем видеть в истории больше, когда мы начнем в некоторой степени понимать те силы и законы, которым должны подчиняться исторические события, они станут результатом сознательного планирования и сознательно достигаемых целей. С открытием науки об обществе, как говорил Энгельс, начинается подлинная история человечества.







Материалы

Яндекс.Метрика