Наука в социалистическом секторе мира

Социалистические страны представляют абсолютную противоположность господству монополистического капитала. В них общее благосостояние, а не максимальная прибыль является критерием экономического развития и соответственно критерием применения науки. Каким образом это осуществляется, было уже показано нами (633), однако последствия этого преобразования для самой науки и для ее связи с жизнью народа не были еще подчеркнуты в достаточной мере. Использование науки для исполнения творческих планов в промышленности и сельском хозяйстве требует чрезвычайно большого выпуска специалистов - ученых и соответствующего роста научного образования на более высоком уровне (635). Ввиду практических интересов строительства, сельского хозяйства, преобразования природы, открытий и использования естественных ресурсов, оздоровления людей средства между отдельными науками распределяются все лучше. От этого особенно выигрывают геология, биология и медицинав - 65, которым отводится все большая роль. Одним из важных новшеств является включение женщин в научную работу. В Китае и в странах народной демократии, как и в Советском Союзе, вместо пропорции: одна женщина на шесть мужчин, которая является правилом в английской науке, научной работой занимается столько же женщин, сколько и мужчин, а в некоторых отраслях науки, как, например, в медицине, женщин больше, чем мужчин. Это означает эффективное удвоение интеллектуальных резервов, откуда пополняются ряды ученых.
Все это наряду с тем значением, которое придается науке в начальном школьном преподавании, ведет к огромному усилению престижа и места науки в сознании всего народа. Для того чтобы увидеть это, нужно лишь сравнить, какое место уделяется научным событиям в газетах и журналах Советского Союза и Китая и в газетах и журналах Англии и Америки.
Эта тенденция ведет к радикальному изменению места науки в обществе, которое открывает двери науки для всего народа, а не для выходцев и избранников одного класса, монополизировавшего науку с начала цивилизации. Такое изменение места науки должно влить огромные новые силы в те страны, где оно происходит. В эффективном соревновании, которое уже происходит между двумя экономическими системами, это изменение ставит на весы новые человеческие ресурсы, которые с помощью науки могут значительно ускорить использование естественных богатств. Изменение места науки в обществе зашло уже настолько далеко, что Советский Союз в 1956 году выпустил вдвое больше специалистов - ученых и техников, чем Соединенные Штаты.
Раз действительно происходит такое соревнование в использовании всех человеческих интеллектуальных ресурсов, а не только их весьма небольшой части, то его нельзя остановить до тех пор, пока народы всего мира, а не один класс или страна получат образование и возможность для того, чтобы приложить все свои знания и способности к делу улучшения общего благосостояния.







Материалы

Яндекс.Метрика